Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
21.12.2005, 15:56


Большое бюджетное счастье


То ли перспектива провести новогоднюю ночь в Верховной Раде, красочно обрисованная Литвином, то ли сплоченность депутатов в условиях “газовой войны”, то ли еще что-то заставило парламент выполнить свой главный долг перед страной – принять Государственный бюджет. Правда, минимально допустимым количеством голосов -226, и со второй попытки. Не голосовали фракции “Регионы Украины”, КПУ, БЮТ, СДПУ(о). Фракция “Единая Украина” дала всего два голоса.

Председатель Верховной Рады Владимир Литвин после голосования отметил, что до того, как документ будет отправлен ему на подпись, его необходимо еще технически доработать.

Причиной непринятия упомянутого выше документа 15 декабря, как это предполагалось сделать, министр финансов Украины Виктор Пинзеник назвал политические, а не экономические факторы. Исполняющая обязанности председателя комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Людмила Супрун также объяснила провал бюджета-2006 15 декабря политическими мотивами.

Виктор Пинзеник прогнозирует, что выполнение государственного бюджета на 2006 год будет напряженным. Среди рисков, которые назвал министр финансов, в частности, большой размер дефицита бюджета. По словам Пинзеника, учитывая поправки, которые будут внесены в документ, дефицит бюджета может возрасти до 2,6%. “Предыдущие бюджеты принимались с дефицитом 1,7%. Дефицит бюджета на следующий год является продуктом политических обстоятельств”, - сказал Пинзеник.

Кроме этого, по словам министра, бюджет-2006 является сложным и непростым не только для следующего года, но он будет иметь последствия в среднесрочной перспективе. “Но то, что страна имеет бюджет, является позитивным”, - сказал Пинзеник.

Он отметил, что стране нужна серьезная бюджетная реформа, в частности, реформа процесса принятия бюджета. По словам Пинзеника, необходимо сформировать такую законодательную базу, чтобы “процесс принятия бюджета не был заложником политических ситуаций”.

Доходы государственного бюджета Украины на 2006 год утверждены в сумме 124 млрд. 422 млн. 631 тыс. (редакция первого чтения - 118.705.962,5) гривень. В том числе доходы общего фонда государственного бюджета - в сумме 96 млрд. 241 млн. 920,3 (редакция первого чтения - 95.100.145,2) тыс. гривень и доходы специального фонда госбюджета - в сумме 28 млрд. 180 млн. 710,7 (редакция первого чтения - 23.605.817,3) тыс. гривень.

Расходы госбюджета на 2006 год утверждены в сумме 136 млрд. 509 млн. 735,7 (редакция первого чтения - 127.443.818,5) тыс. гривень. В том числе расходы общего фонда госбюджета - в сумме 107 млрд. 873 млн. 497,8 (редакция первого чтения - 103.256.527,4) тыс. гривень и расходы специального фонда госбюджета - в сумме 28 млрд. 636 млн. 237,9 (редакция первого чтения - 24.187.291,1) тыс. гривень.

Предельный размер дефицита госбюджета на 2006 год утвержден в сумме 12 млрд. 859 млн. 794,9 (редакция первого чтения - 9.898.379,9) тыс. гривень, в том числе предельный размер дефицита общего фонда Государственного бюджета Украины - в сумме 11 млрд. 353 млн. 577,4 (редакция первого чтения - 8.353.389,4) тыс. гривень и предельный размер дефицита специального фонда госбюджета - в сумме 1 млрд. 506 млн. 217,5 (редакция первого чтения - 1.544.990,5) тыс. гривень.

Предельный размер государственного внешнего долга на 31 декабря 2006 года утвержден в сумме, эквивалентной 9 млрд. 172 млн. 389,7 тыс. долларов США. При этом предельный размер государственного внутреннего долга Украины предусматривается утвердить сумме 18 млрд. 689 млн. 481,2 тыс. гривень и в сумме 1 млрд. 083 млн. 911,9 тыс. долларов США.

В портрет бюджета еще будут вноситься последние штрихи, но не существенные…

Коментарии:

Иосиф Винский, народный депутат Украины, первый секретарь Политсовета Социалистической партии Украины :

Я не знаю, почему не голосовали остальные фракции, наша поддержала бюджет. Наш главный мотив – страна не может жить без бюджета. Не исключено, что этим фракциям нужен был Ехануров с приставкой и.о., старый бюджет в новом году, что не привело бы к повышению минимальной заработной платы. Все это можно было использовать себе на пользу. Бюджет плохой, но лучше плохой принятый, чем хороший непринятый.

Часть позиций нашей фракции при формировании бюджета учли, поэтому мы голосовали. На поддержку местного самоуправления было добавлено 5 млрд., на поддержку детей войны дали около 600 млн.

Каждый бюджетный процесс становится заложником политики, этот бюджет, тем более, в преддверии выборов, не стал исключением. Бюджет - это политико-экономический документ, а не чисто экономический. Но я считаю, лучше плохой документ, чем никакой. Но, к сожалению, в этом бюджете не выделены в полной мере расходы на образование, на защиту сбережений граждан. Дефицит в 2,6% - это не проблема. После продажи “Криворожстали” у нас есть гарантированный источник, он компенсирует недостатки доходной части.

Вадим Карасев, Директор Института глобальных стратегий :

Первая попытка принять бюджет была не совсем удачной. За него проголосовали только 214 депутатов. Но это такая цифра, которая в случае переголосования дает возможность набрать необходимое количество голосов. Во втором заходе получилось – 226. В политологии такого рода цифры называют минимально выигрывающими коалициями. Вот этот минимум оказался максимумом, который могла сделать ВРУ, чтобы принять бюджет. Вокруг принятия или непринятия бюджета, как правило, формируются прообраз будущей коалиции в будущем парламенте.

Бюджет не поддержали ПР, БЮТ, КПУ и СДПУ(о). Это фактически сегодняшняя оппозиция к правительству Юрия Еханурова. А поддержали “Наша Украина” и союзники по правоцентристскому лагерю, социалисты и Народный блок Литвина. Кстати говоря, процедурная роль Литвина в этом процессе была очень существенной. Вот это и есть прообразы коалиции. В будущем парламенте политическая игра вокруг формирования правительства по распределению коалиционных должностей будет строиться по партийно-фракционной конфигурации. В любом случае эти пробюджетные и антибюджетные коалиции сформировались по отношению к правительству, и это может свидетельствовать о том, что борьба за премьерский пост и за правительство станет основной как в ходе предвыборной кампании, так и после выборов. На пост премьера претендуют Янукович, Тимошенко, Ехануров, очевидно Мороз в случае весомого результата на парламентских выборах. Фактически через принятие бюджета в Украине началась предварительная премьериада. Голосование по бюджету протестировала возможные конфигурации и возможных претендентов в ходе разворачивающегося кастинга на премьерский пост, начинающейся с 1 января парламентско-президентской республики.

По большому счету, неголосование БЮТ за бюджет не отразится негативно на ее рейтинге, поскольку все зависит оттого, кто будет убедительней в интерпретации этого неолосования. БЮТ может апеллировать к несоциальности бюджета, к другим арифметическим, финансовым, микроэкономическим и прочим аргументам. Или же аргументировать свою позицию якобы неспособностью правительства Еханурова решить газовые проблемы. Задача политики состоит в том, чтобы составлять свои интерпретации и через них влиять на медийное пространство.

Если “Наша Украина” и другие политические силы сумеют правильно подать факт неучастие Тимошенко в голосовании за бюджет, и интерпретируют это как вызов не столько Еханурову, столько Президенту и как ситуационный союз с Януковичем, тогда Тимошенко будет труднее доказывать всем, что она ни в коем случае не выступает против Президента, а основным предвыборным конкурентом рассматривает Виктора Януковича. Если Тимошенко это не удастся, ее самозяавка, о том, что она является основным гарантом недопущения реванша, может оказаться не достаточно убедительной для избирателей из центриско-помаранчевого лагеря.

Лилия Григорович, Народный депутат, член НСНУ:

Положение людей и граждан улучшается не путем натягивания через бюджет тех или иных средств, а путем их зарабатывания, через оптимизацию законодательства, которое способствует производству, становлению среднего класса, оптимизирует и делает бесконфликтной налоговую систему. Только таким образом законодательная власть может способствовать росту и развитию экономики, а соответственно и в самом деле процветанию народу.

Бюджет - это только распределение того, что заработали в 2005 году, и того, что заработали за все 13 лет.

Наибольшим дефицитом в Украине за все 14 лет являются не бюджетные средства, хотя нам их действительно не хватает, не энергоресурсы, хотя нам их тоже очень не хватает, а настоящее народом данное ответственное большинство. Мы имеем народного Президента, однако мы не имеем народного парламента. В нем нет настоящего пропрезидентского проправительственного большинства. К тому же, мы имеем самоуправление образца админресурса 2002 года. И имеем суперантинародную судебную систему. Поэтому и за бюджет голосовали только 226 депутатов. Фракция “Регионы Украины”, СДПУ(о) голосовали против. БЮТ также, хотя бюджет готовило по существу правительство Тимошенко. Для фракции ПР и СДПУ(о) это желание реванша, и они вместе с бюджетом уничтожали правительство для того, чтобы Ехануров шел на выборы как исполняющий обязанности. Однако те, кто не голосовал, не понимали, что вместе с бюджетом и правительством, они в первую очередь уничтожают себя. За окном избиратели, которые хотят увеличения зарплаты и пенсии, что и предусматривалось новым бюджетом. За ним на охрану здоровья выделено 3,6% ВВП. Такого, кстати, еще не было. Слава богу, что нашлось 226 голосов, которые отстояли национальные интересы. Ибо неголосование за бюджет было исключительно предвыборной технологией, действовали по принципу – чем хуже, тем лучше. Ухудшая положение народа, депутаты, которые не голосовали, стремились улучшить свои предвыборные возможности.

Ефим Фикс, народный депутат, фракция СДПУ (о) :

Наша фракция не голосовала за бюджет только лишь по той причине, что представленный правительством финансовый документ не отвечает социальным стандартам, которое ставит перед собой государство.

Популистские вещи, которые имеют место в этом бюджете, недофинансирование целого ряда статей может привести к очень серьезным экономическим последствиям. Поэтому мы за него и не голосовали. Наша позиция была четкой, понятной, мы ее высказали в ходе обсуждения. Правительство, в конце концов, должно сказать в каком состоянии находится экономика. В бюджет заложен дефицит в 2,5% ВВП. Всем понятно - не совсем простая ситуация.

При расчете бюджета на 2005 год недосчитали в бюджет Пенсионного фонда 1 600млн. грн. В бюджете на следующий год отменили ряд статей, касающихся социальных реформ. Не учли цену на газ, которая пока что регулируется. Это разве нормально? Для того чтобы покрыть дефицит взяли и отменили льготы. Наша фракция не могла пойти на поддержку такого бюджета. Бюджет принят на самом краю риска – 226 голосами. Те фракции, которые проголосовали, пусть отвечают за социально-экономические последствия.

Нас с таким бюджетом ждет суперинфляция и крах экономики. Принятый любой ценой бюджет не спасет нас. Безусловно, за новым бюджетом с первого января повышается минимальная заработная плата, прожиточный минимум – это все правильно, но при этом остальные статЬи бюджета надо привести в соответствие с социальными стандартами.

"ForUm", 21 декабря 2005 года.




Предыдущие материалы из раздела
Верховная Рада соберется на пленарное заседание
20.11.2008, 08:57
В четверг, 20 ноября, состоится пленарное заседание Верховной Рады Украины, сообщает пресс-служба парламента.Напомним, в Верховной Раде Украины во ...
Кто раскачивает ситуацию в Крыму?
17.11.2008, 19:00
Впервые после 1994-го поставлен вопрос о принадлежности полуострова. Крым напоминает бомбу, лежащую на дне моря: пока вокруг тихо, она будет молчать. ...
Кто займет кресло Арсения Яценюка?
17.11.2008, 18:28
На прошлой неделе Верховную Раду Украины в прямом смысле слова обезглавили. Силами нового неформального союза фракций в авангарде с Партией регионов ...
Двуполярный мор
17.11.2008, 11:27
 Сегодня на Украине начнут поминать жертв голода 1932-1933 годов. Мероприятия под названием "Голодомор. 75-я годовщина памяти" продлятся до ...
Премьеры России и Украины - Владимир Путин и Юлия Тимошенко встретятся сегодня в Кишиневе в рамках саммита СНГ
14.11.2008, 18:56
Они обсудят политическую ситуацию на Украине и вопросы цены газовых поставок. Развитие Украинской экономики подорвано кризисом. Масла в огонь ...
Консультант Секретариата Ющенко: следующей после Яценюка будет Тимошенко, а Янукович вернется в правительство
14.11.2008, 18:03
Киев, Ноябрь 12 (Новый Регион, Анна Сергеева) – Вслед за сегодняшней отставкой спикера Верховной Рады Арсения Яценюка последует увольнение ...
Аналитика
 Архив