Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
26.09.2006, 14:51


В ВТО пойдешь, в ЕС попадешь…


То, что путь на ЕС лежит через ВТО дело известное, но теперь для Украины это еще и необходимое условие попадания в эту организацию. Европейский Союз может подписать новое соглашение с Украиной только после ее вступления во Всемирную торговую организацию. Об этом сообщил Председатель Директората Европейской Комиссии по вопросам стран Восточной Европы, Северного Кавказа, стран Центральной Азии Юг Мингарелли в ходе встречи с председателем Комитета Верховной Рады по иностранным делам Виталием Шибко.

Мингарелли считает, что Украина должна ускорить свое присоединение к ВТО. «Мое первое сильное послание (от ЕС – ред.), которое я хотел бы вам передать то, чтобы тот 21 законопроект (которые необходимы для вступления Украины в ВТО – ред.) был принят как можно быстрее», - сказал он, добавив, что только после этого могут быть начаты переговоры о заключения нового соглашения между Украиной и ЕС. По его словам, цель этого соглашения - действительная интеграция экономики Украины в мировую экономику.

Мингарелли также высказался за то, чтобы отдельным пунктом в этом соглашении был предусмотрен вопрос энергетического сектора, где, по его словам, у Украины и ЕС есть общие интересы.

Мингарелли считает, что в этом соглашении должны быть освещены вопросы по борьбе с организованной преступностью, торговлей людьми, незаконным обращением наркотиков, управления границами и миграционными потоками. «Это новое соглашение должно лучше отображать новое состояние наших отношений», - сказал он.

В свою очередь, Шибко назвал очень уместным замечание собеседника о необходимости вступления Украины в ВТО.

Он сообщил, что сейчас Кабмин разрабатывает схему, направленную на быстрейшее представление в Верховную Раду этих законопроектов. При этом Шибко отметил, что не видит никаких препятствий для принятия выше указанных законов. Также он рассказал Мингарелли, что украинский парламент планирует провести парламентские слушания по вопросам вступления Украины в ВТО.

Как известно, правовой основой отношений между Украиной и ЕС является соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 16 июня 1994 года, которое вступило в силу с 1 марта 1998 года.

Как отмечает Министерство иностранных дел Украины в справке, предоставленной участникам встречи, необходимость в заключении нового рамочного соглашения между Украиной и ЕС обусловливается тем, что, во-первых, в 2008 году заканчивается срок действия соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС и его государствами-членами. Во-вторых, уровень и качество отношений между Украиной и ЕС значительно вышли за пределы этого соглашения. В-третьих, возможность заключения нового соглашения закреплена в Плане действий «Украина-ЕС».

Также МИД Украины отстаивает позицию о том, что новое рамочное соглашение между Украиной и ЕС должно быть заключено в форме европейского соглашения об ассоциации с признанием перспективы членства Украины в ЕС.

По предварительным оценкам, срок действия будущего рамочного соглашения будет составлять от 10 до 15 лет.

Комментарии:

12:42 Алексей Плотников, народный депутат Украины, член Партии регионов

Нет, это не стандартное условие, это скорее личное мнение еврочиновника, потому что с каждой страной у ЕС разные правила для вступления, нет какого-то стандартного правила связанного с членством в ВТО. Это личное мнение Юг Мингарелли. Действительно, есть масса факторов, которые отягощают условия сотрудничества Украины с ЕС, возможность членства в нем, но они не связаны с членством в ВТО. Может членство в ВТО является сейчас знаком качества страны, поэтому чиновник на этом акцентирует внимание.

12:42 Владимир Корнилов, директор Украинского филиала Института стран СНГ

Я думаю, журналистами или переводчиками здесь смешано сразу несколько понятий. Если мы имеем в виду соглашение о сотрудничестве на прежних условиях, то его можно продлить, обновив устаревшие требования к Украине, уже сейчас. В любом случае, Европа заинтересована в том, чтобы у нее под боком находилась страна-партнер, а не заноза. Но поскольку речь идет об усиленном соглашении, на чем давно настаивает Украина, то у ЕС, конечно, появляются дополнительные требования. Правда, членство Украины в ВТО здесь совершенно не при чем, и об этом высшие чиновники ЕС (по статусу выше г-на Мингарелли) уже неоднократно заявляли. Думаю, он имел в виду другое соглашение, на котором давно и безуспешно настаивает Киев, - соглашение о зоне свободной торговли с ЕС. Вот этот документ, конечно же, напрямую связан с членством Украины в ВТО. И об этом уже несколько лет говорят все высшие европейские чиновники.

Что же касается членства Украины в ЕС, то тут не надо вводить никого в заблуждение: Европа не раз давала нам понять, что мы ей там не нужны. Причем не только мы, но и Хорватия с Турцией, сделавшие гораздо больше для этого и пожертвовавшие многим. Об этом на днях довольно четко заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозо, который подчеркнул, что после принятия Болгарии и Румынии расширение ЕС прекратится.
Заявление Мингарелли я бы отметил в другом смысле. Он, как и все остальные чиновники ЕС, в очередной раз подтвердил, что украинцам лгут, когда увязывают вступление в НАТО с евроинтеграционными устремлениями. На прошлой неделе эту ложь в который раз распространил министр обороны А. Гриценко. Вы можете перелопатить массу высказываний представителей ЕС, но вы нигде не найдете этой связи. Мало того, многие из них не раз заявляли, что вопрос отношений с Евросоюзом никоим образом не зависит от членства Украины в НАТО.

12:38 Вадим Карасев, политолог, директор Института глобальных стратегий

Прозвучавшее заявление еврочиновника о необходимости вступления Украины ВТО для того, чтобы между Украиной и ЕС было заключено торговое соглашение, не является исключительным условием. Это стандартное условие для всех стран на пути к евроинтеграции. Прежде, чем интегрироваться в общий рынок Европы, затем в европейский таможенный союз, чтобы стать полноправным членом ЕС, необходимо преодолеть первую ступень - вступить во всемирный торговый клуб, который стандартизирует правила торговли для рыночной экономики.

Во-вторых, снижает торговые барьеры, пошлины, минимизирует тарифы, создает условия для либерализации той или иной страны. А вот после вступления в ВТО страна может двигаться дальше на пути к торговой интеграции, подписав соглашение о зоне свободной торговли с Европейским союзом. Затем – таможенный союз и т.д. Это стандартная процедура. Тем более что сегодня в ВТО входит 149 стран, и отсутствие в их числе Украины вызывает удивление.

12:36 Ростислав Ищенко, вице-президент Центра исследования корпоративных отношений

Во-первых, следует исходить из того, что «продвижение» в направлении ЕС не означает членства в этой организации. «Продвигается» Украина уже 15 лет. Но если десять лет назад лидеры ЕС предполагали, что Киев сможет претендовать на полноправное членство «лет через десять» (то есть уже сейчас), то в 2005 году их прогнозы были куда более пессимистичными (от «лет через двадцать», до «никогда»).

В то же время, вступление в ВТО, само по себе, несколько либерализирует экономические отношения Украины со странами ЕС. Поэтому, когда чиновники Евросоюза утверждают, что скорейшее вступление в ВТО приблизит Украину к Евросоюзу, это, безусловно, правда, но надо понимать, что под термином «приближение» евробюрокаты и украинские евроинтеграторы подразумевают две разные вещи. Для первых это длительный, почти бесконечный процесс, не имеющий конкретной цели, для вторых – приближение к полноценному членству.

Во-вторых, вступление в ВТО, в сегодняшних реалиях действительно является для Украины одной из приоритетнейших и актуальнейших внешнеполитических задач. При этом, однако, надо учитывать, что сам факт вступления (на любых условиях, лишь бы поскорее) может не только не принести стране существенной пользы, но даже нанести её экономике ощутимый вред. Условия вступления должны прорабатываться, исходя из национальных интересов, и лучше вступить в ВТО на год или даже на пять лет позже, чем, приняв чужие требования, похоронить, например, своё сельское хозяйство и поставить тем самым продовольственную безопасность страны в полную зависимость от конъюнктуры мирового рынка.

В данном случае, примером может служить позиция России, которая могла, бездумно приняв требования США, давно уже вступить в ВТО, однако Кремль предпочёл отложить это удовольствие на неопределённый срок, но не принимать условий, идущих вразрез с национальными интересами. Кстати, до тех пор, пока Россия, контролирующая около 40% разведанных мировых запасов нефти и свыше 60% - газа, не будет членом ВТО, правила игры, установленные в рамках данной организации не смогут считаться универсальными.

Также стоит подчеркнуть, что любые договорённости в рамках универсальных международных организаций в современном мире игнорируются или нарушаются, если конкретному государству это выгодно и оно чувствует себя в силах. В частности, агрессия США против Ирака и НАТО против Югославии происходила в вопиющем противоречии с правилами и нормами ООН, требованиями её устава, но Белграду и Багдаду от этого было не легче. Точно так же смешно ожидать, что США, ЕС (а теперь уже и Россия) будут чувствовать себя связанными нормами ВТО при введении экономических санкций против неугодных режимов (до сих пор этого не наблюдалось).

Поэтому на пути в ВТО, равно как и решая вопрос о сроках и условиях присоединения к другим международным организациям, Украина должна исходить, в первую очередь из своих национальных интересов, а не из любимой формулировки интеграторов-торопыг: «Как можно скорее оказаться в престижном клубе». Что толку от того, что вы оказались в клубе для мультимиллиардеров, если вы там работаете швейцаром?

10:56 Всеволод Степанюк, научный сотрудник института мировой экономики и международных отношений НАН Украины

В подобных заявлениях ЕС нет ничего нового. Это обычная практика. Дело в том, что свободная торговля в рамках ВТО - не совсем свободная. Она все равно предусматривает условия торговли, оговоренные подписанными протоколами: уровень пошлин, дотаций. Поэтому естественно, что ЕС хочет, чтобы протоколы, подписанные Украиной с ЕС при выработке решений о либерализации торговли, были учтены. Думаю, что это абсолютно нормальная позиция.

Ранее предусмотренный План «Украина – ЕС» не предполагал ни в какой мере либерализации торговли, он предполагал только наличие определенных квот, которые для нашей страны были достаточно маленькие и ограничивали наш экспорт в Европу. Теперешние предложения это не просто следующая ступень, это следующий шаг в интеграционных процессах ЕС. В случае выполнения этого условия, нам гарантирован следующий этап по продвижению. При прежнем правительстве речь об этом не шла. Вообще не шла речь ни о какой либерализации, ни о каких вступлениях. А сейчас если Украина вступит в ВТО, то мы сможем торговать с Европой более-менее свободно, вопрос в том - готова ли к этому Украина.

 "Форум", 26.09.2006

 




Предыдущие материалы из раздела
З НОВИМ 2009 РОКОМ!
31.12.2008, 16:59
Колектив Інституту глобальних стратегій – ІГЛС вітає всіх друзів, читачів та відвідувачів нашого сайту з Новим роком та Різдвом Христовим! Бажаємо ...
Штаб-квартира стран-экспортеров газа может разместиться в Петербурге
29.12.2008, 12:12
В Штаб-квартира организации стран-экспортеров газа может разместиться в Санкт-Петербурге. Северную столицу в качестве города-кандидата предложил ...
Не договорившись по газу с Юлией Тимошенко, российская сторона накажет себя - эксперт
25.12.2008, 17:06
Даже в случае, если «Газпром» и украинская сторона не договорятся о поставках российского газа с 1 января, ни Украина, ни Европейский союз серьезно ...
Український середній клас не готовий виходити на майдани?
25.12.2008, 12:10
Експерти вважають, що український середній клас поки не налаштований на протестні акції. Такі результати експертного дослідження сьогодні на ...
Карасьов: Натяки і блефування щодо обхідних газопроводів не слід сприймати серйозно
23.12.2008, 17:33
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов вважає, що при правильній політиці Україна ще на довго збереже статус основного газового ...
Спрос на валюту в Украине будет расти
23.12.2008, 15:24
НБУ не может самостоятельно удержать курс национальной валюты, потому что многое зависит от экономической политики, которую проводит правительство ...
Аналитика
 Архив