Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
29.09.2006, 19:27


Партия в регионы


В ходе продолжительных позиционных боев за ключевой рубеж властных полномочий в ночь с четверга на пятницу силы Секретариата президента отбили массированную атаку Кабинета министров на глав обладминистраций. На сегодняшний день на всех фронтах происходит перегруппировка сил. Возобновление боевых действий ожидается в ближайшем будущем.

Удивительно не то, что ПР, покончив с расстановкой ребят с Донбасса в центральные органы исполнительной власти, принялась за регионы. Как раз такой ход был вполне ожидаем. Удивительно другое: почему-то регионалы решили, что президент «сдаст» свой ключевой форпост так же легко, как до этого «сдал» всю кадровую политику в министерствах и ведомствах. «Головокружение от успехов», - констатировал бы товарищ Сталин.

В ходе оживленной полемики на заседании в Кабмине и СП представителям президента в правительстве (чиновникам Секретариата и министрам) удалось отбить атаку на губернаторов. Не последнюю роль во внесении сумятицы в ряды оппонентов сыграл сам президент, в кои-то веки проявивший характер и совершивший свой «разворот над Атлантикой». Затем был демарш «министров-нашеукраинцев», гасить который Януковичу пришлось угрозами. Что, разумеется, является ни чем иным, как признаком слабости. Ну, и, конечно, веселья добавили губернаторы. Которые, в общем, понимали, что Янукович – это не тот парень, угроз которого им следует реально бояться. Точнее, угроз такого характера. А потому чувствовали себя вполне спокойно. В итоге стороны сошлись на ничьей. Будет создана комиссия из представителей СП и Кабмина, которая еще раз проверит деятельность губернаторов. По итогам ее работы Кабмину разрешили (понятно, если выводы будут негативными) поднимать вопрос перед президентом об отставке глав обладминистраций. Президент, понятно, подумает и примет свое решение.

Так перипетии в правительстве и СП выглядели со стороны. Из произошедшего можно сделать несколько выводов. Первый – президент не сдал и не намерен сдавать в будущем исполнительную вертикаль. Регионалам недвусмысленно намекнули, что как раз эта сфера им не по зубам. У главы государства вполне хватает рычагов, чтобы удержать ее в своих руках: в крайнем случае, как обмолвился после заседания запорожский губернатор Евгений Червоненко, люди Ющенко могут руководить областями с приставкой и.о. (Это если Регионы введут в бой подконтрольные облсоветы и выскажут недоверие главам администраций).

Вывод второй. Регионалам все-таки следует уяснить для себя, что в Украине остается как минимум двоевластие (парламент пока не в счет, хотя, смею предположить, Верховная Рада может не в очень далеком будущем преподнести Януковичу и Ко большой сюрприз). Двоевластие, инициированное ими же, поскольку именно правительство начало дележ полномочий «по-плохому» (НАТО, возврат указов Ющенко и т.д.) В таких условиях ПР может действовать исключительно двумя методами. Или свернуть «холодную войну» и решать все вопросы, в том числе кадровые, на условиях компромиссов с президентом - или плотно «работать» с губернаторами, стараясь сделать их «своими». Благо, рычаги давления на регионы (в виде финансирования в ручном режиме) Кабмин предусмотрительно внес в проект бюджета-2007. Есть, правда, еще одна возможность – попытаться лишить глав администраций полномочий «снизу». То есть, задействовав вертикаль структур, подконтрольных ПР – например, налоговой администрации - устроить такой себе «саботаж». Но этот вариант хлопотен, сложен и, в принципе, малореален, особенно в регионах, где популярность ПР низка.

Что же касается ситуации в целом, то ее «Трибуна» попросила прокомментировать политологов.

Андрей Ермолаев:

Кабинет министров имеет право подавать как на назначение губернаторов, так и на снятие. Судя по информации из Кабмина, губернаторы получили нагоняй за плохую подготовку к зиме. Они представляют государство, а контроль над экономическим и социальным положением в регионах - прерогатива Кабмина. У нас царит двоевластие из-за противоречий в Конституции, но это не должно сказываться на эффективности действий власти. Я не понимаю, что значит человек президента на посту госчиновника. Все губернаторы являются чиновниками, которые работают согласно закону о госслужбе. Все остальное - от лукавого.

Другое дело, что любое кадровое назначение или перемены являются чьими-то маленькими победами или назначениями. Если бы мы знали, кого предлагают на освободившиеся места, можно было бы говорить: вот, усиливается Партия регионов, и так далее. Но пока мы знаем только о намерениях уволить ряд губернаторов.

И последнее. Меня, например, смутила, реакция СП по защите губернаторов. Что значит защита, если есть факт критики со стороны органов местного самоуправления, со стороны Кабмина? СП что, защищает? У нас что, азиатщина? Ведь все юридические моменты соблюдены!

В перспективе же, думаю, вопрос борьбы за регионы сквозь призму губернаторов – это вчерашний день. В ближайшем времени политику в регионах будут определять местные советы и исполкомы, за администрациями останется контролирующая функция. Поэтому позиция губернаторов будет слабеть с каждым днем.

Я считаю, что будущее Украины – это формирование сильного самоуправления. Госадминистрация должна ограничиваться функциями контроля по выполнению госпрограмм. И третье: исполнительная вертикаль должна быть подчинена, конечно же, Кабмину. А то, что мы видим сегодня, является атавизмом компромисса 2004 года.

Вадим Карасев:

-Все это выглядит как наступление на полномочия президента, как попытка Кабмина взять под контроль всю исполнительную власть. Губернаторскую вертикаль как один из ключевых элементов исполнительной власти. Но, с другой стороны, мотив наступления может быть несколько иной. Не связанный лишь со стремлением Януковича и Партии регионов продемонстрировать, кто в доме хозяин. Посмотрите, кто несет ответственность за социально-экономическую ситуацию в стране? Правительство. Губернаторское влияние на регионы – важный момент в социально-экономической ситуации? Важный. Заинтересован Кабмин в том, чтобы были эффективные губернаторы? Заинтересован, поскольку в противном случае не будет общего успеха, и через полгода рейтинг Партии регионов пойдет вниз. Вот почему Кабмин и премьер спешат сменить губернаторов – чтобы они были эффективны, чтобы с них можно было требовать, чтобы они несли ответственность. Конечно, тут могут быть подмешаны и политические мотивы, но так уж устроена политика в Украине – тот может быть эффективным, кому доверяют, кого знают. Поэтому я тут вижу не только политическую войну за полномочия. Но и то, что премьер хочет подстраховаться.

Для президента же губернаторы – единственный рычаг влияния на ситуацию в регионах. Особенно в тех, где у пропрезидентских сил нет политической базы, где их позиции слабы. Вокруг губернаторского поста консолидируются группы недовольных элит и избирателей. Поэтому для президента губернатор – больше чем просто свой человек в исполнительной власти. Это политик, институт, который может группировать вокруг себя силы в регионах.

Я думаю, что в этой битве будет ничья. Сегодня только президент может уволить губернаторов. Но для ПР также важно показать, что они вопрос об увольнении неэффективных губернаторов ставили, но президент этих губернаторов оставил. Понятно, что чем больше будет таких тактических «уколов» в сторону президентских губернаторов, тем меньше губернаторы будут влиятельны, тем меньше вокруг них будут группироваться альтернативные силы в регионах. Некоторым губернаторам попросту свяжет руки таким образом, особенно в тех областях, где ПР и союзники сильны.

Учитывая то, что в отдельных регионах ПР является практически политмонополистом, оппозиция там слаба, то губернатор «президента» выступает там таким себе консолидатором альтернативных сил. Это игра президента, хотя, будь у Кабмина полномочия, они бы с удовольствием поставили руководить, например, Львовской областью регионала. Они хотят туда продвинуться, но не могут это сделать так, как может президент.

Если говорить об идеале, то такая ситуация ненормальна. С точки зрения нормы партийной демократии. Но с точки зрения сегодняшней переходной ситуации в Украине такое двоевластие имеет смысл.

"Трибуна", 29.09.2006 




Предыдущие материалы из раздела
Кто раскачивает ситуацию в Крыму?
17.11.2008, 19:00
Впервые после 1994-го поставлен вопрос о принадлежности полуострова. Крым напоминает бомбу, лежащую на дне моря: пока вокруг тихо, она будет молчать. ...
Кто займет кресло Арсения Яценюка?
17.11.2008, 18:28
На прошлой неделе Верховную Раду Украины в прямом смысле слова обезглавили. Силами нового неформального союза фракций в авангарде с Партией регионов ...
Двуполярный мор
17.11.2008, 11:27
 Сегодня на Украине начнут поминать жертв голода 1932-1933 годов. Мероприятия под названием "Голодомор. 75-я годовщина памяти" продлятся до ...
Премьеры России и Украины - Владимир Путин и Юлия Тимошенко встретятся сегодня в Кишиневе в рамках саммита СНГ
14.11.2008, 18:56
Они обсудят политическую ситуацию на Украине и вопросы цены газовых поставок. Развитие Украинской экономики подорвано кризисом. Масла в огонь ...
Консультант Секретариата Ющенко: следующей после Яценюка будет Тимошенко, а Янукович вернется в правительство
14.11.2008, 18:03
Киев, Ноябрь 12 (Новый Регион, Анна Сергеева) – Вслед за сегодняшней отставкой спикера Верховной Рады Арсения Яценюка последует увольнение ...
Відставити Тимошенко можна, але як - питання
14.11.2008, 14:58
Відставка нинішнього складу уряду можлива теоретично, однак, неможлива з юридичної точки зору, вважає політолог Вадим Карасьов. Таку думку він ...
Аналитика
 Архив