Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
19.10.2006, 16:02


Реинкарнация госсекретарей…


Введенный в 2001 году институт государственных секретарей, наличие которого предполагало разграничение политического и административного руководства в министерстве, и отмененный в 2003, опять может воскреснуть. Вчера это президентское предложение озвучил первый заместитель главы Секретариата Президента Украины Арсений Яценюк. По его словам, такие новшества предусмотрены законопроектом «О Кабинете Министров Украины и центральных органах исполнительной власти», который Ющенко внесет на рассмотрение парламента уже до конца текущей пленарной недели.

«Глава государства предлагает ввести должности государственных секретарей. Президент не предлагает назначать этих государственных секретарей, и если кто-то думает, что это делается исключительно для того, чтобы Президент руководил исполнительной ветвью власти, то нет. От этой идеи мы отказались и поддерживаем следующую идею: представление на назначение государственных секретарей должно быть исключительно в компетенции Кабинета Министров», - отметил Яценюк.

По его словам, это представление должно рассматриваться, в том числе и соответствующей государственной службой, «которая должна состоять из равновеликого количества представителей, как парламента, Кабинета Министров, так и Президента Украины».

К сведению: должность государственного секретаря, как государственного служащего должна характеризоваться политической нейтральностью, то есть лояльностью к легитимному политическому руководству государства. Практически во всех европейских странах организация руководства министерством почти однотипна: есть министр — политик, имеющий одного или нескольких политических заместителей, и есть руководитель аппарата министерства — государственный служащий (государственный секретарь), который осуществляет административное управление в министерстве, делает всю рутинную, «чиновническую» работу. Такая модель позволяет парламенту через правительство реализовывать политические программы, при этом государственный аппарат защищен от перманентных «перетрусок» при смене главы государства, правительства или министра.

Институт госсекретарей не предусмотрен Конституцией Украины.

 

14:08 Кость Бондаренко,  директор Киевского института проблем управления им. Горшенина

Для начала нужно дождаться, когда будет принят Закон «О Кабинете Министров», которого теперь нет. Известно, что существует два альтернативных законопроекта о КМ, поэтому нужно дождаться, какой закон будет принят ВРУ и подписан Президентом. Поскольку есть большое опасение, что Президент может опять наложить вето на закон.

Должность государственных секретарей является не нужной в целом. Потребность в государственных секретарях возникает тогда, когда есть соблазн со стороны Президента или Секретариата Президента руководить Кабинетом Министров в обход существующих конституционных норм. Мы можем вспомнить, что должности государственных секретарей у нас внедрялись в мае в 2001 году, сразу после отставки Виктора Ющенко, и были упразднены в марте в 2003 году, когда премьерскую должность занял Виктор Янукович. Фактически они действовали весь период премьерства Анатолия Кинаха и на началах премьерства Виктора Януковича.

Объясняют, что государственные секретари должны быть профессионалами в противовес политически заангажированным министрам. В действительности государственные секретари выполняли функции комиссаров при том или другом министре. Они следили, чтобы действия того или иного министра или министерства не противоречили генеральной линии Президента и его администрации. Кажется, что Президент хочет возобновить эту практику, опять введя должность комиссаров при министерствах для того, чтобы попробовать внедрить ручное управление во всех министерствах.

Я думаю, сейчас нет шансов, чтобы сейчас этот законопроект прошел.

13:14 Вадим Карасев,  политолог, директор Института глобальных стратегий

Если быть точным, из проекта закона «О Кабинете Министров», поданном Кабинетом Министров, норма о государственных секретарях была изъята. По этому поводу был соответствующий комментарий вице-премьер-министра Дмитрия Табачника. Он объяснил это негативным опытом госсекретарского института в Украине. Поэтому, вчерашнее заявление заместителя главы Секретариата Президента Арсения Яценюка о том, что в Украине необходимо ввести институт государственных секретарей прозвучало легким диссонансом с точкой зрения вице-премьера и нынешнего КМ.

Что касается по сути проблемы, то она для Украины не нова. В 2001 году был опыт введения госсекретарей. Мне не раз приходилось комментировать это новшество и опыт его внедрения в Украине, в том числе и на сайте ForUm. Если же конструировать идеальную ситуацию, то, безусловно, госсекретарский институт нужно вводить, хотя бы для того, чтобы четко разграничить сферу политическую и сферу административную. Поскольку административная система является подсистемой всей политической системы. Она исключительно касается исполнительной власти и является постоянной константной в том смысле, что это сфера государственной службы, которая не зависит от политических колебаний, от колебания политического маятника. И от того какая партия приходит к власти, или какие партии создают коалицию в парламенте и формируют КМ.

Как показывает опыт европейских парламентских демократий, министры приходят и уходят, а государственные секретари, профессиональная служба, административные кадры - остаются. Что создает пресловутый механизм преемственности власти, независимо от того, что на смену левоцентриской партии приходит правоцентриская партия. Государственная служба формируются по другим критериям, не по выборным, а по меритократическим. То есть - по заслугам. Это создает необходые условия преемственности для страны, независимо от политических колебаний и от того: политический шторм в стране либо политический штиль.

Поскольку Украина переходит на европейские образцы парламентского формирования правительств, а политическая власть зависит от результатов выборов, необходимо сегодня разграничить сферу чисто политического публичного представительства, в том числе в части формирования КМ политическими партиями по результатам выборов, и сферу административного регулирования, которая формируется исходя из профессиональных качеств того или иного госслужащего. Политики–министры формируют концепцию, политическую линию, исходя из своих предвыборных обещаний и коалиционной конфедерации, а госсекретари- осуществляют государственную линию.

В принципе существует возможность того, что Президент может использовать этот институт для того, чтобы иметь в каждом правительстве своего человека. Разные по сути комментарии Табачника и Яценюка уже говорят о том, что уже начинается схватка за то - кто будет моделировать, модерировать и инспирировать институт госсекретарей в нынешней украинской политической системе и политической ситуации. Возможно, президентская сторона попытается напрямую подчинить институт госсекретарей Президенту, как главе государству. И это в какой-то мере логично, потому что чиновники – это государственные служащие, а Президент это глава государства. А госсекретари в данном случае не зависят от коалиционного правительства и парламентской коалиции. Здесь можно выиграть дополнительные рычаги влияния на исполнительную власть, однако институт госсекретарей должен формироваться не столько исходя из интересов той или иной ветви власти, сколько должен формироваться исходя из интересов государства независимо от политической конъюнктуры. Если это будет так, то институт госсекретарей никакой власти не будет угрожать и не будет инструментом борьбы власти.

12:21 Ефим Фикс, Депутат Верховной Рады Крыма

Вся политика в Украине говорит о том, что все работает по спирали. То, что эта идея, проверенная практикой требует ныне применения, еще раз подтверждает эту мысль. В Украине был введен институт государственных секретарей, тогда шел поиск, как вмонтировать его в существующую систему министерств и ведомств. В конце концов, вариант, который был необходим, нашли, но тогда в силу ряда причин было принято решение ликвидировать этот институт.

Сегодня вновь возвращаются к этому институту, как к наиболее оптимальному механизму сохранения профессиональных кадров и работоспособности министерств. Если согласно Конституции сегодня министр является политической фигурой, то от этого не должны страдать чиновники, которые работают в министерстве, и самое главное – не должно страдать дело. А введение института государственных секретарей даст стабильность в работе министерств и ведомств. Я убежден в том, что это правильный путь. И «повторение – мать учения» как раз относятся к этому вопросу. То, что в Конституции нет положения о госсекретарях, ни о чем еще не говорит. Как я понимаю, это структурная составляющая министерств и ведомств, поэтому это не столь важно.

Наверно это правильный путь и правильная находка. Министр будет определять стратегию и политику, а вопросы выработки механизмов и реализации этой стратегии и политики будет реализовывать чиновники во главе с государственным секретарем. Эта идея должна найти свое применение, тем более, что она была проверена практикой.

10:50 Александр Дергачев,  политолог, ведущий научный сотрудник института политических и этнонациональных исследований НАН Украины

Институт государственных секретарей существует во многих странах. Он предусматривает разграничение политического и административного руководства в министерстве. Это касается механизма работы Кабмина, и поэтому эта институция не обязательно должна быть предусмотрена Конституцией.

Введение государственных секретарей не будет посягательством Президента на вмешательство в работу исполнительной власти, поскольку в предложениях Президента относительно закона идет речь о том, что назначение государственных секретарей должно быть исключительно в компетенции Кабинета Министров.

10:24 Владимир Малинкович, политолог, директор Украинского филиала Международного института гуманитарно-политических исследований

Процесс должен идти через Кабмин, поскольку это непосредственно касается его работы. Ну и, конечно, здесь главное - закон «О Кабинете Министров». Несмотря на то, что институт государственных секретарей не предусмотрен Конституцией, его введение принципиально не нарушит Основной закон. Во многих европейских странах этот институт существует. Министр – политическая фигура, государственный секретарь – нет. Поэтому, я не вижу ничего страшного в введении такой должности.

Главная проблема будет заключаться в том – кто поставит на это место своего человека: Президент или премьер. Если Президент намерен использовать этот институт для того, чтобы иметь в каждом правительстве своего человека, то это, конечно, резко нарушает баланс сил и приведет к конфликтам, которые и так имеют место.

Если это будет просто государственный служащий, который остается в правительстве независимо от смены политической ситуации, то в этом нет ничего страшного. Должен быть высший государственный служащий неполитик, его можно назвать государственным секретарем. В разрез с Конституцией это не идет. Но в наших условиях это может быть поводом для конфликта Президента и премьера. Потому что Президент, вводя такую норму, явно рассчитывает на то, что он, таким образом, будет влиять на жизнь Кабмина.

"Форум", 19.10.2006

 




Предыдущие материалы из раздела
Кто раскачивает ситуацию в Крыму?
17.11.2008, 19:00
Впервые после 1994-го поставлен вопрос о принадлежности полуострова. Крым напоминает бомбу, лежащую на дне моря: пока вокруг тихо, она будет молчать. ...
Кто займет кресло Арсения Яценюка?
17.11.2008, 18:28
На прошлой неделе Верховную Раду Украины в прямом смысле слова обезглавили. Силами нового неформального союза фракций в авангарде с Партией регионов ...
Двуполярный мор
17.11.2008, 11:27
 Сегодня на Украине начнут поминать жертв голода 1932-1933 годов. Мероприятия под названием "Голодомор. 75-я годовщина памяти" продлятся до ...
Премьеры России и Украины - Владимир Путин и Юлия Тимошенко встретятся сегодня в Кишиневе в рамках саммита СНГ
14.11.2008, 18:56
Они обсудят политическую ситуацию на Украине и вопросы цены газовых поставок. Развитие Украинской экономики подорвано кризисом. Масла в огонь ...
Консультант Секретариата Ющенко: следующей после Яценюка будет Тимошенко, а Янукович вернется в правительство
14.11.2008, 18:03
Киев, Ноябрь 12 (Новый Регион, Анна Сергеева) – Вслед за сегодняшней отставкой спикера Верховной Рады Арсения Яценюка последует увольнение ...
Відставити Тимошенко можна, але як - питання
14.11.2008, 14:58
Відставка нинішнього складу уряду можлива теоретично, однак, неможлива з юридичної точки зору, вважає політолог Вадим Карасьов. Таку думку він ...
Аналитика
 Архив