Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
09.11.2006, 16:31


100 дней правительства: оценки политологов


Отсутствие результата – тоже результат, причем неплохой. Так думаю политологи, записывая отсутствие ярко выраженных кризисов в плюсы нынешнему правительству накануне его «стодневки».

О позитивах и нег ативах последних ста дней Кабинета Министров во главе с Виктором Януковичем рассказали «Главреду» украинские политологи Кость Бондаренко, Виктор Небоженко, Владимир Фесенко, Вадим Карасев и Михаил Погребинский.

Кость Бондаренко, директор Киевского института проблем управления имени Горшенина:

Главный плюс правительства состоит в том, что оно по минимуму занималось самопиаром, меньше внимания уделяло политике, а больше - экономической и социальной сферам. Второй плюс - попытка наладить нормальные отношения как с Россией, так и с Западом, и реставрировать политику многовекторности в Украине. Третий плюс – провозглашение политики социальных приоритетов, состоявшееся недавно.

К минусам стоит отнести то, что не была принята программа действий правительства. Второй важный момент - правительству удалось втянуть себя в бесплодные и ненужные дискуссии относительно политических моментов, с НУ в первую очередь. Еще один минус – повышение тарифов, но это объективный процесс, которого не удалось бы избежать ни одному правительству.

Виктор Небоженко, президент социологической службы «Украинский барометр»:

У правительства пока нет каких-то больших успехов за эти сто дней в том, чтобы дать какие-то позитивные результаты в экономике, бизнесе или законодательстве. Но у правительства нет и существенных проколов. Скорее всего, за эти сто дней сформировался некий управленческий стиль руководства Кабмином Виктором Януковичем. Хорошо видно, что это стиль командно-административного управления экономическими, социальными и даже в какой-то мере политическими процессами.

Курс этот будет неизменным, независимо от того, будут ли в правительство приходить или из него уходить любые министры – как «свои», так и чужие.

Трудно говорить о таких ошибках правительства, которые бы резко ударили по экономике и политике. В экономической политике ни Азаров, ни Янукович не сделали ничего такого, что могло бы нас  насторожить настолько, что можно было бы говорить о том, что ситуация в стране резко ухудшается. Пока не видно даже никакого намека на принципиальную экономическую политику.

Более того, за эти сто дней правительство в бессознательном состоянии втянуто в одну из самых трагичных для любой страны  видов социально- экономических реформ – реформу жилищно-коммунальной сферы.

Без всякой подготовки, без всякого намека, совершенно неожиданно для себя, вдруг оказалось, что Кабмин втягивается все больше и больше в эту мощнейшую реформу. То, что ему кажется легкой проблемой одноразового повышения цен на услуги ЖСК, не что иное, чем то,  что в других странах рассматривается как сложнейшая социально-экономическая реформа, которая делается консолидацией усилий всей страны. Складывается впечатление, что Кабмин этого даже близко не осознает.

В то же время, за эти сто дней стала хорошо видна сильная зависимость экономических решений Кабмина от интересов финансово-промышленных группировок Донецка. Я думаю, что это одна из серьезнейших проблем, которую Януковичу нужно решить в ближайшие несколько месяцев. Виктор Федорович не может выдавать работу Кабмина за поддержку тех, кто ему нравится или не нравиться. Это очень важный аспект. Янукович все-таки премьер всей страны, а не только Донецкого региона.

Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:

100 дней правительства не потрясли ни воображение украинцев, ни, тем более, весь мир. Хотя они потрусили украинскую политическую систему и властную конструкцию. За эти сто дней правительство в большей мере занималось продвижением и ПР, и нового  правительства в структуры власти. Задачей скрытой повестки правительства была больше интеграция во власть, нежели создание и реализация продуманной в либеральном ключе экономической концепции.

Если взвешивать решения правительства на весах плюсов и минусов – на таких своеобразных политико-арифметических весах, то к плюсам я бы отнес восстановление атмосферы доверия в отношениях с Россией. Особых трудностей у премьера и украинской стороны в этом моменте не было, поскольку очень уж много чего связывает и сближает руководство Кабмина и кремлевское политическое руководство. Благодаря этому была достигнута приемлемая на данном этапе компромиссная цена на газ 130 долларов, что дает возможность энергетической передышки для украинской экономики, а также возможность снизить энергетические риски и заниматься главным - модернизацией промышленности.

Еще один важный плюс – тот факт, что правительство не допустило резкой экономической дестабилизации и, тем более, кризисной ситуации в экономике. Пока, несмотря на сложности в ЖКХ, на нефтяном и бензиновом рынке, тем не менее, каких-то перепадов, шока правительству удалось избежать. Курс валюты был стабильным, несмотря на негативные прогнозы, таким и остается, и это совместная заслуга правительства и НБУ.

В общем, большой плюс правительства то, что у него не было жирных минусов и шоковых ситуаций, начиная от нефтяного и заканчивая потребительским рынком.

Если говорить о минусах, то главный из них заключается в том, что выбрана неверная стратегия в экономической политике, а именно постепенное повышение роли административных рычагов в управлении экономикой. Это сознательная стратегия Кабмина, связанная с тем, что страна и экономика постепенно переориентируется с либерального вектора развития на административно-государственный. Можно спорить о том, насколько должна экономика подвергаться государственному вмешательству и административному регулированию, но самый большой минус мне видится в том, что эти 100 дней подтвердили не либеральную, а административную, «ручную» философию развития экономики.

И с этим,  очевидно, связана неоднозначная ситуация в корпоративном секторе экономики и инфляционная кривая, которая последние месяцы взмыла вверх. Понятно, что одной из причин инфляционного давления на экономику является ситуация с тарифами в ЖКХ сфере, но, тем не менее, причина имеет общий характер, а не только газовые и жилищно-коммунальное происхождение.

Еще один минус правительственной «стодневки» - выход показателей инфляции из прогнозируемой динамики на 2006 год. Сейчас они могут выйти за пределы 10%, а это может подстегнуть инфляционные ожидания. На потребительском рынке такие инфляционные ожидания давно присутствуют, но самое главное, что они появились и на инвестиционном рынке, поскольку выход инфляционных показателей за рамки прогнозных  цифр увеличивает в ряды инвестиционные риски.

Владимир Фесенко, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:

Главный плюс – это то, что за этих сто дней нет явных, очевидных и резонансных кризисов. Таких, какие были и у правительства Юлии Тимошенко (бензиновый, сахарный, продовольственный кризисы), и у правительства Юрия Еханурова (один, но всем запомнившийся кризис - газовая война с Россией накануне Нового года).

Плюс второй – это то, что за все годы независимости появилась, наконец, слаженная модель взаимодействия между правительством и парламентом, вернее, парламентским большинством. Раньше традиционной моделью отношений был конфликт, по сути дела, война, а сейчас ситуация достаточно стабильна.

Еще один плюс – постепенное направление в относительно позитивное русло украинско- российских отношений. Это не удивительно, поскольку  Партия регионов и ее лидер Виктор Янукович – представители пророссийской политической силы, но это плюс.

По моему мнению, еще один плюс нынешнего Кабмина - готовность к непопулярным решениям, хотя тут, конечно же, обязательно нужно помнить о мере.

К минусам я бы отнес то, что вместо войны между парламентом и правительством появилось противостояние между правительством и структурами Президента. В результате этого в значительной мере оказалась заблокированной вся система государственного управления, не работает вертикаль исполнительной власти, потому что ее делят.

Минус второй - отсутствие баланса экономических и социальных задач. Сейчас делается акцент на бюджетной экономии в значительной мере в ущерб задачам социальным. Есть проблема утраты четкой социальной ориентированности экономического развития.

Третий минус – отсутствие баланса между национальными, государственными интересами и интересами бизнесовыми. Усилилась тенденция к лоббированию бизнес-интересов отдельных корпораций, отдельных структур.

Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований и конфликтологии:

Главный плюс нынешнего Кабмина  – отсутствие скандальных минусов, которые были у других украинских правительств. Никаких кризисов и скандалов за правительством Януковича не числится.

Общий плюс – профессиональная прагматическая работа по самым разным направлениям.

Еще один позитивный момент – восстановление прагматического формата отношений с Россией. В этом случае можно сказать, что не было особых прорывов, но тем не менее не было и скандалов или провокаций. Еще один плюс – установление отношений между правительством и европейскими партнерами. Отношения эти установлены к обоюдному удовлетворению обоих.

Если говорить о минусах, то один из них состоит в том, что Януковичу пока не удалось создать одну команду, да и перспективы того,  как это получится у них дальше, нет. В правительстве все равно работает «пятая колонна» в виде МИДа. В ближайшее время ситуация  не изменится и проблема даже не в одном Борисе Тарасюке, а в том, что в МИДе сформирована определенная традиция, штат, который нужно поменять.

Есть еще одна проблема правительства - наличие секторов, поддерживающих некоторую автономию от единой команды. Я говорю о топливно-энергетическом комплексе и Юрии Бойко.

Главный минус – отсутствие заявки на собственный политический курс при заявленных планах экономического развития. Причиной такой ситуации может быть то, что до сих пор не произошло разделение внутри власти и оппозиции. Мы переживаем аморфный период, когда и внутри правительства есть оппозиция, и роль Виктора Ющенко неясна.

В этой ситуации ПР и антикризисная коалиция не решаются внятно заявить свой стратегический курс, что создает большие проблемы в восприятии общественным мнением всего, что делает правительство. Почему? Потому что можно терпеть какие-то трудности, повышение квартплаты и т.д., но если хотя бы какой-то части общества понятно, что есть стратегическая цель, ради которой можно потерпеть. За сто дней эту задачу они не решили и это будет создавать им проблемы в будущем.

"Главред", 9.11.2006




Предыдущие материалы из раздела
З НОВИМ 2009 РОКОМ!
31.12.2008, 16:59
Колектив Інституту глобальних стратегій – ІГЛС вітає всіх друзів, читачів та відвідувачів нашого сайту з Новим роком та Різдвом Христовим! Бажаємо ...
Штаб-квартира стран-экспортеров газа может разместиться в Петербурге
29.12.2008, 12:12
В Штаб-квартира организации стран-экспортеров газа может разместиться в Санкт-Петербурге. Северную столицу в качестве города-кандидата предложил ...
Не договорившись по газу с Юлией Тимошенко, российская сторона накажет себя - эксперт
25.12.2008, 17:06
Даже в случае, если «Газпром» и украинская сторона не договорятся о поставках российского газа с 1 января, ни Украина, ни Европейский союз серьезно ...
Український середній клас не готовий виходити на майдани?
25.12.2008, 12:10
Експерти вважають, що український середній клас поки не налаштований на протестні акції. Такі результати експертного дослідження сьогодні на ...
Карасьов: Натяки і блефування щодо обхідних газопроводів не слід сприймати серйозно
23.12.2008, 17:33
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов вважає, що при правильній політиці Україна ще на довго збереже статус основного газового ...
Спрос на валюту в Украине будет расти
23.12.2008, 15:24
НБУ не может самостоятельно удержать курс национальной валюты, потому что многое зависит от экономической политики, которую проводит правительство ...
Аналитика
 Архив