Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
26.04.2007, 15:23


Указ о роспуске Рады: один хорошо, а два – лучше?


Президент Украины Виктор Ющенко подписал новый Указ о досрочных выборах в Верховную Раду. Они должны состояться 24 июня 2007 года. Ющенко подчеркнул, что причина подписания Указа о роспуске парламента простая и ясная – коалиция была сформирована неконституционным способом.

По его словам, было «допущено манипулирование депутатскими мандатами». «Это, по сути, ревизия политических результатов выборов», - отметил глава государства. Президент отметил, что уже в марте 2007 года практика перехода депутатов из оппозиции в большинство стала массовой. «Я был вынужден вмешаться в ту ситуацию, которая сложилась в украинском парламенте», - сказал Ющенко. «Сегодня со всей твердостью хочу заявить – внеочередные выборы парламента в Украине состоятся. Это единственный способ привить украинскому политикуму чувство ответственности перед вами», - сказал Президент. «Моя позиция нерушима», - добавил Ющенко. Он отметил, что выборы должны быть должным образом организованы и подготовлены. «Я принял во внимание заявление ЦИК об отсутствии кворума, что создает серьезные трудности и, по сути, делает невозможным проведение выборов 27 мая», - сказал Ющенко. Он также напомнил о решении Высшего административного суда касательно нарушения срока формирования окружкомов.

По словам главы государства, он выразил Виктору Януковичу свою обеспокоенность отказом финансировать выборы, а также напомнил о криминальной ответственности за подобные действия. «В то же время уже прошел месяц, как Верховная Рада переформатировала коалицию вопреки Конституции. Отныне Президент в полной мере может реализовать свое право распустить парламент на основании статьи 90 Конституции Украины. Я уверен в юридической правоте и политической необходимости такого решения», - подчеркнул Президент. «Выборы будут. Мы проведем их спокойно, честно и демократично», - сказал Ющенко. По его словам, с целью должного проведения выборов и руководствуясь статьей 5 Конституции Украины, он подписывает Указ о назначении выборов на 24 июня 2007 года.

Напомним, вчера, 25 апреля депутат от Партии регионов Тарас Чорновил заявил, что парламентская коалиция оспорит в Конституционном Суде новый указ Президента о назначении досрочных выборов. Он затруднился ответить на вопрос о возможном инициировании импичмента Президента, однако высказал личное мнение, что «Виктор Ющенко потерял право быть президентом Украины». Чорновил подчеркнул, что парламент в последний месяц работал регулярно, кворум на заседании был постоянно и ссылка Президента на неработоспособность Верховной Рады не имеет под собой никаких оснований.

В свою очередь, член фракции Социалистической партии Украины в Верховной Раде Василий Волга считает нереальным проведение досрочных парламентских выборов 24 июня и не исключает, что Президент может еще несколько раз перенести эту дату. Депутат отметил, что из выступления Президента он не понял, отменил ли Ющенко новым Указом предыдущий Указ хотя бы в части определения даты выборов. Кроме того, Волга подчеркнул, что Президент не прояснил сути своего нового Указа. По его словам, если действие предыдущего указа не приостановлено, тогда действуют два указа, определяющие две даты выборов - 27 мая и 24 июня.

В то же время Волга отметил, что Президент впервые сослался на ст.90 Конституции. «Меня это подвигает к мысли о том, что Президент последователен и Президент идет по логике позавчерашнего разговора с Морозом (председатель Верховной Рады Александр Мороз – ред.), в котором он сказал, что не признает решение Конституционного Суда. И, скорее всего, Президент склоняется к тому, что после решения КС он выпустит новый Указ о досрочном роспуске парламента уже на основании статьи 90 Конституции», - сказал он. Комментируя новую дату выборов, Волга сказал: «Это полный бред». Депутат высказал мнение, что единственную приемлемую позицию можно будет услышать в решении КС в пятницу или субботу на этой неделе. По словам Волги, если КС признает указ неконституционным, то нет смысла переносить дату выборов. Если же КС признает указ конституционным, то после этого необходимо провести переговоры и определить приемлемую дату выборов. «Но я хочу сказать, что 24-го числа никакие выборы не состоятся», - сказал он. По мнению Волги, выборы могут состояться в конце октября. Он также отметил, что Президент в течение месяца заверял, что выборы состоятся 27 мая, однако изменил дату. По словам депутата, та же участь постигнет и новую дату выборов. «Потом он напишет еще несколько указов о перенесении даты выборов и, в конце концов, до 2011 года мы будем работать», - сказал он.

Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий

Выборы 24 июня, скорее всего, состоятся. Эта дата и Указ Президента – это последнее приглашение Президента для Партии регионов принять участие в выборах. Если Партия регионов не согласится с этой датой и будет саботировать выборы, то выборы состоятся без нее, что чревато дальнейшим электоральным и политически упадком Партии регионов. Независимо от того, что она является сегодня крупнейшим представителем интересов восточной промышленной части Украины.

Что касается выполнимости Указа, то, скорее всего, издавая этот Указ, президентская сторона учла недоработки в плане реализации предыдущего Указа. Сейчас есть признаки оживления работы Центральной избирательной комиссии. Президентская сторона, очевидно, сейчас решает вопрос восстановления дееспособности Генеральной прокуратуры, которая, фактически, самоустранилась от надзорных функций за соблюдением избирательного законодательства. Так что я думаю, эти ключевые институции - ЦИК и Генпрокуратура - сейчас находятся в большей готовности выполнять Указ Президента, нежели предыдущий Указ от 2 апреля 2007 года.

К тому же, потенциал сопротивления коалиции Указу Президента несколько ниже. Отсутствуют креативные идеи, которые могли бы быть положены в основу реагирования на новый Указ Президента. Свидетельство тому – заявление Черновола, спикера Партии регионов, об импичменте Президента. Это заезженная пластинка, которую всегда используют тогда, когда лучшего нельзя придумать. Как только мы слышим об угрозе импичмента, сразу становится ясно, что с идеями у тех, кто их озвучивает, достаточно туго.

Сейчас и митинговый ресурс у Партии регионов подиссяк. Как иссякли, наверное, и источники «питания» митингующих. Поэтому страна движется все-таки к досрочным выборам, и многим, несмотря на категорическое несогласие с Указом Президента, все-таки придется прыгать в последний вагон уходящего поезда, иначе на электоральную станцию электоральный поезд придет без них.

Владимир Малинкович, директор украинского филиала Международного института гуманитарно-политических исследований

Указ абсурден. Он абсолютно не соответствует не только нормам права, но и элементарной логике. В этом Указе много внутренних противоречий, как и во вчерашнем выступлении Президента. И главное из этих противоречий связано с возможностью использовать статью 90. Президент в своем вчерашнем выступлении сказал: «відтепер», то есть «с этого момента» только он имеет основания использовать статью 90 пункт 1 части 2 для роспуска парламента. А до этого, получается, у него не было таких оснований. И, действительно, это так. С момента переформирования коалиции, как бы к этому ни относиться, до 2 апреля, до Указа Президента, прошла всего лишь одна неделя, а не месяц, как это записано в пункте 1 части 2 статьи 90. Повторяю: как бы ни толковать эту статью, но месяца этого не было. Месяц появился только сейчас. А сейчас у Президента нет оснований ссылаться на этот пункт, потому что либо парламент в течение месяца не работал, а соответственно, нет парламента – нет коалиции, либо, если все-таки признать, что парламент работал в течение этого месяца, то следует согласиться и с тем, что еще 2 апреля, до опубликования первого Указа Президента, парламентское большинство вернулось в прежний состав лета прошлого года. И чуть позже отменило статью регламента, которая определяет правила перехода внефракционных в коалицию. То есть в апреле парламентское большинство работало в прежнем составе, в составе, в котором оно было сформировано. А, значит, оснований для использования 90 статьи нет и сегодня. И вот эта абсолютная юридическая бессмыслица и противоречие логике лишь усиливают аргументацию тех, кто считал Указ от 2 апреля противозаконным. И сегодня это только подтверждается.

На мой взгляд, нет никаких оснований считать, что Указ перестал быть действующим. Надо все равно принимать решение Конституционного Суда, обязательно, потому что если Указ не отменен, как не соответствующий Конституции, то, значит, он действовал со 2 по 26 апреля. А, соответственно, не действовали те постановления и решения Верховной Рады, и все то, что связано с действиями правительства, парламента и так далее. Для того чтобы определить законность или незаконность действий парламента, нужно конституционное решение. И таким образом Президент не сможет убежать от решения Конституционного Суда.

Что же касается выборов 24 июня, то я уверен, что они не состоятся, а если и состоятся, то только на половине Украины. Мир не признает такие выборы демократическими.

Сергей Полищук, народный депутат Украины, фракция БЮТ

Как и относительно майских выборов, снова могу сказать, что выборов 24 июня не будет. А этот Указ еще более безграмотный, чем предыдущий. И самое печальное, что Президент уже давно считает себя не Президентом, а царем, и это очевидно. Он хочет – отменяет Указ, хочет – подписывает Указ. Это человек, от которого стабильности мы не дождемся никогда в Украине. И, очевидно, это человек, который будет «баламутить воду» тут все время. И поэтому очевидно, что нужно прекращать переговоры с этой персоной, которая вышла из правового поля, которая игнорирует Конституцию, игнорирует закон. Надо обращаться уже конкретно к международным посредникам, к Европе, к Соединенным Штатам, к гарантам независимости Украины, суверенитета Украины. Чтобы каким-то образом они уже непосредственно влияли на этого неадекватного человека с неадекватным поведением.

Более безграмотного и более циничного указа я не видел. Самое смешное, заметьте, что это случилось накануне 26 апреля. Я когда услышал, что Президент готовит обращение к народу, я был уверен, что это накануне годовщины Чернобыльской трагедии, и будет касаться того следа, который оставила Чернобыльская трагедия в украинском обществе, в Украине в целом, и в мире. Я был уверен в этом. Когда он выступал, он ни одним словом не обмолвился об этом. У него, извините меня, эти пчелы уже в голове. Там самый главный улей страны находится. И эти пчелы ему не дают спокойно сидеть, потому что он хочет иметь абсолютную тоталитарную власть.

В 2004 году у всех были иллюзии, когда были выборы, и когда Ющенко обещал всем исполнять программу «10 шагов навстречу людям», которая до сих пор, кстати, не исполнена. И сейчас мы видим, что этот человек недостоин быть не то что Президентом, он недостоин быть вообще где-то в украинском политикуме. У этого человека нет никаких моральных рамок, нет никаких рамок касательно того, чтобы исполнять законы, Конституцию, чтобы жить по каким-то законам. Все начинается с того, что он позволяет себе пить за рулем, с таких вот мелочей складывается у нас очень плохая картина. У нас при власти находится человек, который не может там находиться. И из-за этого может пострадать не только Украина, но и Европа, надо об этом говорить. Потому что Украина – государство, в которой 5 атомных станций, например, которая 8 в мире по производству атомной электроэнергии. И любые нестабильности в этой стране тут же отобразятся на Европе, на мире. Поэтому очевидно, что нужно обращаться уже к международным посредникам. Пусть они дают оценку. Я уверен в том, что Конституционный Суд как первый Указ признает неконституционным, так и второй. Там сидят юристы. Юристы не могут ни первый, ни второй указ признать конституционным. И, очевидно, нам нужно ждать тогда третьего указа от этого неадекватного человека.

Но хочу сказать, что никакие парламентские выборы не заставят этого человека исполнять законодательство и Конституцию. И такая же судьба будет у следующего парламента. А основная причина в том, что этому человеку, которая называется пока Президентом, парламент не нужен никакой. Ни пятого созыва, ни шестого, ни седьмого. Вообще никакой.

Николай Данилин, народный депутат Украины, фракция СПУ

Я бы ответил на этот вопрос таким анекдотом: «Вы знаете, вы будете смеяться, но Президент опять распустил парламент». Дело в том, что статья 5 Конституции никакого отношения к роспуску парламента не имеет. И когда Президент сидит в экране телевизора и называет, что 25 мая он отменяет выборы, а на самом деле назначал их на 27 – это уже не смешно. Уже ссылаясь на статью 90 Конституции, наконец-то он уже знает, что она есть, он предпринимает шаги, издает какой-то новый Указ, опять же по поводу уже внеочередных выборов. И это все выглядит таким образом, он понимает прекрасно, что Конституционный Суд скорее всего в ближайшее время, сегодня или завтра примет решение, что Указ неконституционен. Потому что оно так на самом деле есть.

Я думаю, что тут единственный выход, если такое решение будет принято: он должен просто уйти в отставку. Он не имеет морального права быть Президентом страны и гарантом Конституции, если он сам ее нарушил.

Олесь Доний, директор Центра исследований политических ценностей

Ситуация пока что не решилась, а еще больше запуталась. Больше сейчас зависит от ответа Партии регионов. Президент засвидетельствовал свою настойчивость в вопросе проведения досрочных выборов. У Партии регионов теперь два варианта: или согласиться, осознавая, что иначе Президент будет выпускать указ за указом, и попробовать выиграть выборы, или пытаться снова затягивать ситуацию, по крайней мере, доводя ее до того срока, когда выборы будут выгоднее Партии регионов. Имеется в виду – осенью.

А механизм затягивания может быть аналогичным. Это отсутствие кворума ЦИК, представление в Конституционный Суд, снова давление международного содружества… Вопрос в том, что вряд ли Ющенко будет после второго своего Указа действовать настолько умеренно. Его заставили радикализироваться. А это означает, что вполне вероятна попытка отправить в отставку генпрокурора, и поставить исполняющего обязанности, своего представителя. Вполне возможны еще отставки членов Конституционного Суда, возможна попытка поставить исполняющего обязанности главы Киевской городской администрации. То есть, очевидно, что Президент будет вынужден прибегать к кадровым решениям, причем не всегда однозначным.

В этой ситуации продолжение противостояния может привести к неблагоприятным моментам, как в политике, так и в экономике. Поэтому, повторю, Партия регионов, очевидно, возьмет какое-то время на размышления для того, чтобы определить свою деятельность. Сейчас больше зависит именно от позиции «регионалов». Президент свое слово сказал, теперь у них есть возможность выбора.

Лилия Григорович, народный депутат Украины, фракция «Наша Украина»

Если нет силы воли, то выборы нереально провести и в 2011 году. Лучше проголосовать, что эта Верховная Рада пожизненно. А если есть воля и желание – то выборы реально провести 24 июня. Я считаю, что это очень сильное и последовательное волевое решение Президента, которое показало грань его компромисса. Пожалуйста, я перенес срок выборов на время, которое является реально оптимальным.

Второе – не имеет уже сегодня никакого значения, что там «наворочает» наш так называемый Конституционный Суд. Поэтому нужно проводить выборы, и пусть верховным судьей на досрочных выборах станет украинский народ.

А касательно того, что Президент сделал абсолютно логичный, очень уместный шаг навстречу – это, мне кажется, грань его компромисса, о которой он говорил, подписывая Указ. Есть тот факт, что, к большому сожалению, в законодательстве о досрочных выборах выписано очень мало деталей. И, скажем, вопрос о списках избирателей, которые датированы еще 2006 годом, а за год произошли, безусловно, большие изменения, и о порядке финансирования, и о порядке создания участков – это как раз те вещи, которые дает определить Указ Президента, который на месяц перенес срок проведения выборов.

Алексей Плотников, народный депутат Украины, фракция «Регионы Украины»

Начнем с того, что текста Указа не видел никто. Его нет на сайте, он не обнародован. Есть только вчерашнее заявление о том, что он подписывает. И абсолютно непонятно: либо это перенос даты выборов, либо это какой-то новый Указ. По крайней мере, Ющенко признал неконституционность первого Указа, он пытается найти какое-то обоснование, но это также не находит подтверждения.

Поэтому, в принципе, пока ничего не опубликовано, сложно комментировать сам текст. Но эти действия более чем сомнительны, они также не находят какого-то юридического подтверждения. Он «клепает» Указы не юридически, а политически. Можно чего угодно ожидать.

"Форум", 26.04.2007




Предыдущие материалы из раздела
„Політичні інститути і політики в умовах економічної кризи: відповідальність, компетентність, лідерство”. Результати експертного дослідження
Вчера, 14:01
Соціологічне дослідження „Політичні інститути і політики в умовах економічної кризи: відповідальність, компетентність, лідерство” було проведене ...
Експерти кажуть, що в українців - стрес і депресія
02.12.2008, 12:11
Експерти вважають, що сьогоднішній стан українців можна охарактеризувати як „соціальна депресія, стрес”, але більшість не схильна говорити, що в ...
Ющенко нашел голову для Верховной Рады
02.12.2008, 08:40
Сегодня Верховная Рада Украины завершает полуторанедельные переговоры и возобновляет работу в режиме пленарных заседаний. От парламента, находящегося ...
Витя вместо Юли
01.12.2008, 19:47
В понедельник «оранжевые» предложили коллегам по парламенту избрать на пост спикера согласованную с президентом Ющенко кандидатуру Ивана Плюща, ...
Обрання Ющенка головою НСНУ може призвести до нової коаліції
01.12.2008, 16:21
Минулої суботи президента Віктора Ющенка обрали головою партії ”Народний союз ”Наша Україна”. До цього НСНУ очолював В’ячеслав Кириленко, а Ющенко ...
Или спикером станет Плющ, или досрочные выборы?
29.11.2008, 20:00
После избрания президента Виктора Ющенко лидером партии НСНУ, на пост председателя Верховной Рады будет предложена кандидатура члена фракции НУ-НС ...
Аналитика
 Архив