Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
28.09.2004, 16:36


Выборы 2004: ломка форматов


По мере приближения выборов надидеологическая и технологическая доминанты президентских выборов-2004 становятся более влиятельными факторами кампании. Факторами, которые ломают привычные для украинских выборов форматы электоральной борьбы.

Среди актуальных форматов выборов, через которые прошла Украина за последнее десятилетие, можно выделить, по крайней мере, два. Первый связан с особенностями постсоветской конкуренции, когда партия власти в роли ведущего игрока проводила избирательные кампании в безпроигрышном сппаринге с левым силами. Второй формат отражал ситуацию политической повестки дня – она строилась на антилевизне и одновременно защите социально неадаптированных слоев.  

Ломка 1: на смену борьбе с левыми приходит борьба с Лидером
Еще до старта кампании-2004 стало очевидно, что в Украине будет сломан формат постсоветской президентской  конкуренции, когда на выборах основным оппонентом кандидата от власти был левый кандидат. Последний раз подобный сценарий был реализован на президентских выборах 1999 года: то, что на языке политтехнологов называлось «российский сценарий», в электоральной транскрипции выглядело как «реформатор Кучма против левого консерватора Симоненко».

Электоральная повестка дня кампании-2004 складывается вокруг качественно новых  интриг. Во-первых, конкуренции двух нелевых кандидатов – Януковича и Ющенко, которые не столько идейные антагонисты, сколько технологические противники и лидеры соперничающих групп элит. Во-вторых, трансформировалась роль левых сил. Соперничество между коммунистом Симоненко и социалистом Морозом сильно поколебало позиции первого как лидера в левом лагере.  А сама  левизна левых в кампании изменилась по своему вектору и приобрела форму борьбы не против кандидата от власти, а против его соперника. Это способствует тому, что занятая на втором плане левая оппозиция создала благоприятную среду для властного  кандидата, стремящегося уже во время кампании играть роль арбитра, находящего над локальными войнами между левыми против мифов Ющенко (националист, антирусский и т.д.).

Ломка 2: от эволюции оппозиции к ее мутации
Со стартом избирательной кампании со всей очевидностью можно говорить и о том, что двойка лидеров кампании оказала влияние на ломку еще одного традиционного измерения выборов – власть versus оппозиция.

Кампания Виктора Януковича проходит исключительного на раскрутке всех возможных позитивов премьера и полной «изоляции» его контактов с другими кандидатами.

Виктор Ющенко, изначально позиционируя себя как оппозиционная сила, с началом активной фазы кампании не остается в нише «оппозиция». Это вытеснение произошло во многом благодаря той роли, которую играют в кампании два левых кандидата – Симоненко и Мороз.

С одной стороны, лидеры левых отлично фокусируют весь общественный негатив и тем самым аккумулируют вокруг себя оппозиционно настроенный электорат. А с другой – оппозиционная повестка оказывается не главной, а второстепенной, создавая лишь фон кампании. Кроме этого, своей оппозиционной риторикой  (особенно преуспел в этом Симоненко) левые хорошо играют с имиджевой «корректировкой» фаворитов. К примеру, почти на любой мессидж или действие Ющенко следует публичная «коррекция» со стороны Симоненко. В довольно утрированном виде это напоминает американский тип президентской конкуренции, когда борьба между двумя лидерами гонки идет зачастую не напрямую, а посредством третьего кандидата, что сказывается на кампании.

Ломка 3: роль возможных альтернатив переведена в технологии
С точки зрения изменения форматов кампании интересен еще один надлом, связанный с технологической составляющей кампании. На предыдущих выборах кандидаты, которые не имели претензий на лидирующие позиции,  вызывали, тем не менее, определенный спортивный интерес или как политики с потенциалом, или как лидеры определенной референтной группы, или просто как интересные фигуры, которые могут вызвать у избирателей положительные эмоции, тем самым, заполучить свои заветные несколько процентов.

В нынешней избирательной кампании кандидатам, условно говоря, не из первой шестерки (по оценкам социологов, лишь шесть кандидатов пока демонстрируют результат выше 1% голосов – Ющенко, Янукович, Симоненко, Мороз, Витренко, Кинах) еще на старте был вынесен публичный политический приговор – «технологические кандидаты». Другими словами, есть фавориты кампании и есть кандидаты-технологии, роли которых могут быть самые разные (выяснять эти роли и есть «пища» для политологов). Главный же смысл забега подобных кандидатов совсем в другом – они не есть кандидаты в главном и естественном значении этого слова. Такая технологическая открытость настоящей кампании, случившаяся уже не важно по какой причине (то ли из-за износа политтехнологий, связанных с подставными кандидатами, то ли благодаря активности отечественных экспертов), вероятно, повлияет на результаты выборов.

Большая часть кандидатов из длинного списка претендентов, вряд ли, сможет получить одну из двух заветных цифр – 7% (в этом случае кандидату возвращается денежный залог) или 3% (результат, соизмеримый с размером избирательного порога на выборах в ВР, который можно рассматривать как хорошие шансы в будущих электоральных баталиях).

Ломка 4: социологическая или кризис электоральной социологии
Симптоматичной интригой избирательной кампании можно считать и определенное переформатирование роли социологии на выборах. С одной стороны, социология стала неотъемлемой частью избирательной кампании – множество социологических центров измеряют рейтинги кандидатов, которые выбрасываются в СМИ. А с другой – рейтинговая пресыщенность дает и негативный эффект, вплоть до того, что сами эксперты заявляют, что ни одному рейтингу верить нельзя.

Причиной этого может быть следующее. Во-первых, включенность социологических служб в выборы происходит, прежде всего, за счет заказных исследований, где в схеме «заказчик – социолог» последний зачастую оказывается не совсем свободным в своем исследовательском поле. Во-вторых, сформировался весьма узкий круг вопросов, а, значит, и социологических измерений, которыми оперируют социологи. Традиционными для этой кампании стали три вопроса – рейтинги кандидатов в первом и вторых турах, а также возможность фальсификаций на выборах. Таким образом, социологические опросы, в основном, ориентированны лишь на замер общественного мнения в мониторинговом режиме.

Цель подобного рода опросов в моментальном снимке общественного мнения в определенный промежуток времени и выдаче результата, за которым не стоит анализ.  Именно в таком режиме и работают социологи. Отсюда можно сделать вывод, что формируется почва для рейтинговых войн, что мы и наблюдаем. Другими словами, социология вроде есть, но вот электоральной социологией ее назвать нельзя. Интересно, что даже в специализированных изданиях социологов не было пока ни одной статьи, посвященной электоральным исследованиям настоящих президентских выборов. В силу этого, можно говорить о том, что отечественная социология выборов «живет» в три этапа. Первый - опросы, суть которых в измерении рейтинга по методу «воскресного» вопроса. Второй  – работа в день выборов по проведению экзит-полла. И третий – постэлекторальный, тогда социологи, наверное, смогут проанализировать выборы, но уже постфактум.

28.09.2004, http://www.glavred.info




Предыдущие материалы из раздела
Експерти кажуть, що в українців - стрес і депресія
Сегодня, 12:11
Експерти вважають, що сьогоднішній стан українців можна охарактеризувати як „соціальна депресія, стрес”, але більшість не схильна говорити, що в ...
Ющенко нашел голову для Верховной Рады
Сегодня, 08:40
Сегодня Верховная Рада Украины завершает полуторанедельные переговоры и возобновляет работу в режиме пленарных заседаний. От парламента, находящегося ...
Витя вместо Юли
Вчера, 19:47
В понедельник «оранжевые» предложили коллегам по парламенту избрать на пост спикера согласованную с президентом Ющенко кандидатуру Ивана Плюща, ...
Обрання Ющенка головою НСНУ може призвести до нової коаліції
Вчера, 16:21
Минулої суботи президента Віктора Ющенка обрали головою партії ”Народний союз ”Наша Україна”. До цього НСНУ очолював В’ячеслав Кириленко, а Ющенко ...
Или спикером станет Плющ, или досрочные выборы?
29.11.2008, 20:00
После избрания президента Виктора Ющенко лидером партии НСНУ, на пост председателя Верховной Рады будет предложена кандидатура члена фракции НУ-НС ...
Вадим Карасев: Фортуна отворачивается от Тимошенко
28.11.2008, 08:50
Что будет, если ничего не будет? Типично украинский вопрос, полностью соответствующий нашим реалиям. Вадим Карасев, которого называют политологом, ...
Аналитика
 Архив





ERROR
Your query: INSERT INTO _classsys_stat VALUES('','/analytics/238/','38.103.63.55','','1228222659')
MySQL said: Table './iglscomu1/_classsys_stat' is marked as crashed and should be repaired