Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
01.07.2008, 12:23


Транзитное минисообщество ГУАМ


Расскажите, пожалуйста, какие изменения произошли в ГУАМ со времени последнего саммита в Баку?

 

Я бы не сказал, что в ГУАМе произошли какие-то фундаментальные изменения. ГУАМ, как и десять лет назад, когда только происходило организационное становление этой организации, ищёт свою внешнеполитическую и организационную идентичность, как международная организация, как механизма межгосударственной координации ряда постсоветских стран.

Тем не менее, произошли очень значительные контекстуальные изменения, связанные с рядом стран, входящих в ГУАМ. Ключевые государства - Украина и Грузия в последнее время настойчиво ставят вопрос о своей новой внешнеполитической идентичности, о форсированном курсе вступления в НАТО и в структуру совокупного Запада в целом. И, хотя последний саммит НАТО не дал положительного ответа на заявки Грузии и Украины присоединиться к Плану действий по членству в НАТО, ни украинское, ни грузинское руководство не покидает надежда получить искомое ПДЧ либо в декабре 2008-го года, либо на юбилейном апрельском саммите 2009-го года. И то, что ГУАМ, в лице Украины и Грузии, всё настойчивее начинает ориентироваться на военно-стратегический союз со странами Запада, с северо-атлантическим альянсом, не может не вносить определённые коррективы в ГУАМ как международную организацию.

 

Но, насколько мне известно, существуют и противоположные тенденции?

 

Да, есть и противоположная тенденция, связанная с тем, что в последнее время Молдавия нормализовала отношения с Россией, будучи заинтересованной в разрешении Приднестровской проблемы и создании нового молдавского национального государства, которое бы включало и Приднестровье. Молдавия отказалась от курса на форсированное вступление в Европейский Союз и в НАТО, фактически ориентируясь в последнее время на статус нейтрального, а не блокового государства, что не может не устраивать Россию, которая в обмен на коспонсорство в регулировании и разрешении приднестровского конфликта получает нейтральное и дружественное России государство Молдова. Стало быть, уже нельзя говорить о том, что ГУАМ приобретает чёткие геополитические очертания и, тем более, имеет какой-то чёткий геополитический курс. Не говоря уже об Азербайджане, который всё-таки пытается работать в режиме многовекторной внешней политики. И хотя азербайджанское руководство заявляет о возможном присоединении Азербайджана в будущем к структурам НАТО, тем не менее, не форсирует эту проблему, понимая, что она сегодня не является насущной, системной для Азербайджана.

 

А каким образом ГУАМ ставит проблему непризнанных государств?

 

Эта проблема резко актуализировалась в связи с намерением Грузии вступить в структуру северо-атлантического альянса, ну и с так называемым Косовским прецедентом, поскольку объявление независимости Косова переакцентировало во многом проблему непризнанных республик - Абхазии и Южной Осетии. И хотя эта проблема напрямую касается лишь Грузии и России, тем не менее, она не может не сказываться на общей ситуации в странах ГУАМа, поскольку одной из задач этой организации в последнее время была проблема урегулирования конфликтов вокруг непризнанных республик, куда, к упомянутым Абхазии и Южной Осетии, можно добавить Карабах и Приднестровье. Проблема Карабаха сегодня рассматривается более конструктивно как армянской, так и азербайджанской сторонами, что проявилось уже на неформальном саммите стран СНГ в Санкт-Петербурге в мае этого года. Но я бы сказал, что проблемы непризнанных республик сегодня в большей степени касаются двусторонних отношений, чем каких-то скоординированных усилий ГУАМ, как организации. Скорее всего, эти проблемы будут решаться в ходе двусторонних, многосторонних переговоров с привлечением третьих стран, в частности, так происходит по проблеме Карабаха, где работает так называемая минская группа ОБСЕ по урегулированию этой проблемы. Но говорить о том, что именно сейчас, на данном этапе, проблема непризнанных республик стала фокусом усилий ГУАМ я бы не стал.

 

А что же объединяет сегодня ГУАМ кроме общего советского и постсоветского прошлого и настоящего? Что сегодня является объектом общих усилий в этой организации?

 

Прежде всего, это, конечно же, проблема энерготранзита, проблема логистики углеводородов. Совершенно очевидно, что проблема энерготранзита является сегодня основной, что в общем-то и придаёт, на данном этапе по крайней мере, ГУАМу некий смысл, некую рациональность. Тем более, что украинская дипломатия сегодня достаточно настойчиво работает в этом направлении. Недавно в Киеве прошёл энергетический саммит стран так называемой Балто-Черноморской транзитной дуги или транзитного пространства, и, конечно же, ключевыми странами здесь были Азербайджан с его нефтяными запасами, возможными для транспортировки в Европу, Грузия и Украина, где ждёт загрузки каспийской нефтью построенный ещё в конце 90-х годов нефтепровод Одесса - Броды, который пока качает в реверсном режиме российскую нефть, а не азербайджанскую. И если украинской энергетической и в целом государственной дипломатии удастся решить проблему наполнения каспийской нефтью нефтепровода Одесса - Броды, то энерготранзитное пространство от Баку до Киева, до Плоцка и затем - Гданьска начнёт приобретать не только виртуальное геополитическое, но и реальное практическое измерение. Не случайно, между прочим, заседание ГУАМ начинается после визита Виктора Ющенко в Баку, где вопрос разработки наполнения каспийской нефтью нефтепровода Одесса - Броды приобрёл впервые, может быть, за последнее время, более-менее реальные очертания. То есть, важнейшая объединяющая проблема - это газово-нефтяная транзитная колея, а ГУАМ - это транзитное минисообщесто, куда могут быть включены или включаются страны Балтии и Польша. Всё это может придать не только новую динамику ГУАМу как организации, но и придать ему некий новый смысл, новое измерение, которое даст ему возможность не просто быть формальным протокольным сообществом постсоветских государств, но и полноценным межгосударственным объединением и международной организацией.

 

А антироссийская направленность остаётся актуальной для этой организации или нет?

Есть здесь некое неформальное братство постсоветских стран, которые искали, я бы так сказал, альтернативы российскому доминированию на постсоветском пространстве. Не без помощи отдельных третьих стран. Всегда была такая потребность у некоторых постсоветских государств, особенно у тех, которые представляют собой рубежные страны, и эти альтернативы российским планам, российским проектам - искать здесь свои, как говорится, варианты и векторы постсоветского развития. Является ли это антироссийским? Ну, я бы не сказал, но контрроссийским - да. Я подразумеваю под контрроссийским поиск собственных альтернатив, собственных маршрутов, собственных логистик и собственных траекторий постсоветского развития в целом. И ещё один момент. Просто страны, которые входят в эту Балто-Черноморскую систему государств, а Украина, страны ГУАМа как раз являются теми постсоветскими государствами, которые можно безапелляционно отнести к этой Балто-Черноморской системе, ищут сегодня своё место не только на геополитической карте Европы или Восточной Европы, но и на энергетической карте мира. Если говорить об Украине, то это транзитное сердце Восточной Европы, и украинская дипломатия давно работает над тем, чтобы сформировать особое транзитное пространство между поставщиками и потребителями углеводородов. И в этом смысле Украина имеет свои собственные позиции, свой собственный статус в энергетическом картографировании и структурировании, которое сегодня происходит на пространстве Евразии, в том числе Восточной Европы. В чём состоит некий комплекс транзитных государств - в том числе и Украины, в том числе и ГУАМа? Этот комплекс заключается в том, чтобы поставщики и потребители углеводородов не работали напрямую без транзитных государств. Поэтому энергетическая дипломатия стран ГУАМа направлена на то, чтобы повысить ставки этих стран в энергетической игре, которая сегодня разворачивается между Россией, Европой, Соединёнными Штатами Америки на пространствах западной Евразии, Черноморско-Каспийского региона, всей Балто-Черноморской системы государств. Поэтому ГУАМ, я бы сказал, имеет не столько антироссийскую направленность, сколько поиск собственных статусов, позиций и ставок в новой энергетической игре, которая сегодня разворачивается на пространствах между Западной Евразией и Западной Европой, куда составной частью входит и Восточная Европа.

"Кремль.орг", 1.07.2008




Предыдущие материалы из раздела
Иран вне санкций: как изменится глобальная игра
05.04.2015, 17:05
В четверг на мировом энергетическом рынке произошла своего рода революция, последствия которой будут проявляться не один год, и не только в сфере ...
Шантаж Яценюка
07.07.2014, 13:30
Политолог Вадим Карасев раскрывает сложные отношения между правительством и Верховной Радой. — Почему между Кабинетом министров и парламентом ...
На ближайших выборах Порошенко и Ляшко могут поделить избирателей между собой, – Карасев
02.07.2014, 13:08
Основной вопрос сегодняшней политической повестки – это способ разрешения конфликта на востоке. Об этом заявил директор Института глобальных ...
Російська імперія доживає своє – Карасьов
02.07.2014, 13:05
Гості «Вашої Свободи»: Вадим Карасьов, директор Інституту глобальних стратегій; Леся Яхно, директор Інституту національної стратегії ...
В Донецке прошли первые переговоры официальных представителей Украины, России, ОБСЕ и лидеров ополченцев
24.06.2014, 12:39
На переговоры в здание донецкой облгосадминистрации, по сообщению «РИА Новости», прибыли посол России в Киеве Михаил Зурабов, спецпредставитель ...
Экспертный совет: Когда пройдут парламентские выборы?
23.06.2014, 13:16
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев называет равными шансы того, что перевыборы в ВР пройдут осенью этого года или весной будущего: ...
Аналитика
 Архив