Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
10.11.2004, 11:47


Государство национальной безопасности


Второго ноября Джордж Буш – младший снова победил на президентских выборах. Итоговый отрыв действующего президента не был значительным, но по сравнению с 2000- годом эта победа Буша выглядела гораздо убедительней – в первую очередь потому, что предвыборная гонка не увенчалась судебной фазой. Победа была зафиксирована без продолжительных юридических процедур. В отличие от прошлой президентской кампании, на этот раз, несмотря на разочарование «демократической» части общества, легитимность победы Буша не ставится под сомнение даже его убежденными противниками. 

Трехкратная победа Керри в теледебатах осталась лишь его телевизионной победой. Демократическая ориентация многих ключевых американских СМИ, создающих общий обновленческий фон стоящего перед американцами выбора также в итоге оказалась не столь существенным фактором. Интенсивная динамика кампании и общая политическая активизация общества, мобилизация электората, высокая активность избирателей и необычно высокая явка не сыграли в пользу Керри.

Результаты президентских выборов в США дали понять, что «внутренняя безопасность как ответ на внешние угрозы» стала ликвидным политическим продуктом американского электорального рынка. Поэтому и провластный (консервативный) электорат оказался не менее активным, чем электорат демократический – то есть обновленческий. В Америке Буша большей части американского среднего класса было что терять. Серьезный запрос этой социальной группы на внутреннюю безопасность в итоге и стал фактором, который определил исход выборов.

Как победил Буш  

Несмотря на невыгодный для Буша стартовый предвыборный контекст, он и его команда решили не менять сложившийся имидж военного президента, лишь корректируя и постепенно усиливая его. Буш не включался в экономические дебаты с «продвинутым» Керри. Еще в начале кампании было ясно, что экономические единоборства – это не та плоскость, в которой Буш мог бы выигрывать. Команда республиканцев развернула борьбу в плоскости личностных качеств, позиционируя Буша как носителя новой идеологии «защищенной Америки», который четко придерживается ее принципов, не претендуя на исключительность или сверхинтеллектуальность. В итоге, (исходя из динамики кампании и ее результатов) одной из ключевых выигрышных «фишек» Буша стало его «идеологическое постоянство».

С другой стороны, акцентирование семейных, религиозных, и моральных ценностей обеспечило консервативную устойчивость имиджа Буша. Эта ставка республиканцев также оказалась выигрышной. Несмотря на то, что ключевыми позициями предвыборной полемики кандидатов были вопросы иракской войны и проблемы экономики, при голосовании существенное значение имели категории «моральных ценностей»: отношение к проблемам и запросам сексуальных меньшинств, религиозные предпочтения, акцентирование проблем прочности института брака и т.д. Экономическая риторика Буша в основном укладывалась в классическую республиканскую канву – свобода рынка и невмешательство государства в рыночные процессы. Таким образом, Буш ориентировался именно на консервативный ценностный круг.

В свою очередь, «рубленая» безопастностная риторика Буша оказалась более адекватной запросу успешного консервативного общества, которое желает быть максимально защищенным. Защищенность стала жизненно важным условием комфортности жизни, и стабильный военный президент, «который знает, как защитить» оказался востребованным. 

В рамках здорового консерватизма и идеологического постоянства Буша, республиканцы соответствующим образом скоординировали  и критику Керри: Керри непостоянен, Керри все время меняет взгляды и т.д. В качестве доказательства республиканцами приводились не только те факты, что Керри неоднократно менял мнение по Ираку, но и результаты голосования Керри в сенате США за последние два десятилетия.  Как оказалось, «непостоянный» Керри за одни и те же законы мог голосовать как «за», так и «против».

Не менее важный момент - у Буша была сильная команда. Вернее, слабой была команда Керри, несмотря на серьезную поддержку имеющего репутацию одного из лучших американских президентов демократа Билла Клинтона. Позиционирование Джона Эдвардса было таким, как будто у Керри не было самостоятельного вице-президента - он не был полноценным политическим игроком.  

В целом, результаты кампании говорят о том, что демократы пока не смогли преодолеть затяжной идеологический и креативный кризис, который пришел на смену клинтоновскому периоду доминирования «сытой» экономической идеологии и политического расцвета Демократической партии. Команда Керри не смогла предложить обществу альтернативу новой секьюритарности, презентованной Бушем и республиканской командой. Апеллируя к старым демократическим ценностям клинтоновского периода, они поздно включились в постманхеттенский контекст, равно как поздно включился Керри в конкуренцию безопастностных идеологий во время президентской кампании.

Национальная безопасность стала приоритетом № 1 для американцев. Поэтому интеллектуальный Керри, более компетентный во всех вопросах, выглядел не так убедительно, как простой, но жесткий и хорошо знающий  как защитить общество Буш. Общая логика кампании, которая развивалась в рамках достаточно уверенного секьюритарного президентства Буша и экономико-пацифистского претендентства Керри предполагала, что демократический кандидат должен будет освежить демократическую риторику, акцентировав эксклюзивные секьюритарные подходы. Но этого не произошло.

Американские эксперты в основной массе отмечают чрезмерный негативный контекст кампании демократов. У Керри было больше шансов в начале кампании, которую он начал позитивных экономических и демократических мессиджей, и гораздо меньше на финишной прямой, на которую он вышел практически с голой критикой Буша. Таким образом, республиканцы, актуализировав новую угрозу для консервативного американского общества, смогли презентовать и рецепт защиты этого общества. И это дало возможность Джорджу Бушу выиграть на внешней политике, несмотря на провалы в политике внутренней.

 

Новый Буш для Америки

После того, как было объявлено о том, что Джордж Буш продолжит свое пребывание в Белом Доме, выиграв выборы с небольшим отрывом, стало ясно, что американское общество раскололось - сторонники демократов (почти половина избирателей) чувствуют серьезное разочарование. Кроме того, с 2000 года республиканско-демократическая поляризация по регионам в США усилилась, то есть имеет место не только социальное и конфессиональное  разделение, но и региональный раскол.  Поэтому главной задачей Буша, перед тем как он сможет начать новую фазу превентивной внешней политики, станет укрепление внутренней легитимности и расширение социальной базы своей администрации.  

Бушу необходимо консолидировать элиты и общество, поэтому  демократические просчеты кампании, безусловно, будут учтены. Уже сейчас понятно, что Америку не устроит «Буш -2», ведь половина американцев проголосовала за Керри – а значит за демократические ценности, за приоритетность внутренних проблем, за углубление диалога со старыми партнерами по НАТО, за ликвидацию перегибов в сфере антитеррористической деятельности, и против сокращения гражданского пространства. Америке будет нужен новый Буш – который, судя по всему, должен стать «демократическим республиканцем».

Поэтому вполне вероятно, что в ближайшее время республиканцы презентуют американцам нового Буша, который должен будет обеспечить легитимность внешней и внутренней политики внутри собственной страны. Уже сейчас республиканцы пытаются конструировать новую элитную и социальную «смычку». После победы Буша начались вполне закономерные кадровые ротации. И в свете непростой ситуации раскола нельзя исключать того, что некоторые представители Демократической партии уже в ближайшее время получат приглашение к сотрудничеству и к участию в разделе кадровых портфелей. Вполне возможно, что в экономической политике можно будет наблюдать некоторую демократизацию. Но не менее важно то, что Джордж Буш будет вынужден сформулировать обновленные мотивации превентивной внешней политики и новую интенсивную (развивающуюся не только за счет сокращения гражданского пространства) модель государства национальной безопасности.

 

Буш-2 для мира

Результаты выборов красноречиво говорят о том, что во внутренней и внешней политике США прочно установилась «эра национальной безопасности». Пусть даже в обновленном и модернизированном варианте. Главный внутриамериканский итог состоит в том, что существенная часть общества оказалась готовой платить сужением гражданского пространства и пространства для диалога со Старым Светом за свою внутреннюю безопасность. Безопасность по всему миру (в совокупности с внутренней безопасностью) стала вопросом номер один в национальной повестке дня. 

Исход кампании дает республиканцам новый карт-бланш на борьбу за «моральные ценности» - именно в этом русле на уровне массового сознания американцев теперь проходит глобальная борьба за демократию. Такой формат (в смысле политического мифа и политической миссии)  задали республиканцы в течение кампании. Теперь речь идет о борьбе морали с «не моральностью», «справедливости» с «несправедливостью» в глобальном масштабе.

Поэтому вполне закономерно, что самых масштабных кадровых перестановок стоит ожидать на внешнеполитическом фронте. Но даже в случае модернизации (демократизации) системы национальной безопасности львиная доля усилий во внутри – и внешнеполитической деятельности «новой старой» администрации Белого Дома будет концентрироваться именно в плоскости усиления национальной безопасности США за счет превентивной глобальной игры.

Стоит предполагать, что отношения с Москвой будут теперь еще активнее, чем до этого, развиваться в антитеррористическом формате, а вопросы внутренней политики и демократии, скорее всего, отойдут на второй план. Путин изначально ставил на Буша и в данном случае оказался в выгодном положении. В этом контексте гуманитарная несовместимость России с Западным миром будет иметь существенное, но не решающее значение. Второй раунд антитеррористического сближения, в свою очередь, вполне может иметь следствием корректировку системы американо-российских балансов на постсоветском пространстве.

Украина будет ключевым фактором равновесия этой системы, поэтому режим стратегического партнерства Киев-Вашингтон скорее всего в тех или иных формах сохранится при любом исходе выборов – даже в случае выигрыша не американской ставки. Вполне очевидно, что и в случае с другими постсоветскими режимами США, вероятнее всего, продолжат собственно американскую игру. Этот фактор серьезно осложнит и без того непростой процесс выработки консолидированных евроатлантических подходов к постсоветскому пространству.

***

Государство национальной безопасности будет выстраивать соответствующие коалиционные конфигурации по всему миру. Приоритетными направлениями контактов и сотрудничества станут те направления, которые будут максимально отвечать сформулированным республиканской командой американским угрозам и рискам. Именно поэтому Буш победил в Америке и проиграл в Европе. Трудно сказать, каким в деталях будет геополитический сценарий второго президентства Буша. Но вполне очевидно то, что в первую очередь республиканцы будут работать там, где они не проиграли. То есть работать с теми, кто в своей геополитической деятельности ставил на Буша, а значит - на формат новой коалиционности, не предполагающий (в отличие от евроатлантического, натовского формата) в качестве обязательного условия для активного геополитического партнерства гуманитарной, экономической и политической «стандартизации».

"День" №204, среда, 10 ноября 2004




Предыдущие материалы из раздела
Эксперт: Nabucco сыграет на руку Киеву в газовом споре с Москвой
Вчера, 11:47
Заявления Евросоюза о том, что Россия не должна мешать технически и политически строительству транскаспийского газопровода и Nabucco для экспорта ...
Объединены - значит сильны?
Вчера, 11:45
Демократы, как известно, объединяются за пять минут до расстрела. Отечественные оппозиционеры, называющие себя демократами - далеко не всегда. В ...
Украинский политолог: "Газпром" рискует потерять монополию из-за Nabucco
Вчера, 11:42
Заявления Евросоюза о том, что Россия не должна мешать технически и политически строительству транскаспийского газопровода и Nabucco для экспорта ...
Политолог: Янукович побоялся превратиться в Лукашенко из-за Тимошенко
13.09.2011, 18:32
Двухнедельная пауза в судебном процессе над экс-премьером Украины Юлией Тимошенко должна дать украинскому президенту необходимое время, чтобы ...
Европарламент отсрочил приговор Тимошенко
13.09.2011, 12:01
Процесс по делу Юлии Тимошенко затягивается. Хотя суд уже вышел в финальную стадию и в понедельник должны были начаться прения сторон, судья отложил ...
Две недели для Януковича: три версии тайм-аута в деле Тимошенко
13.09.2011, 12:00
Судебный процесс против бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко особенный по умолчанию. В первую очередь, из-за имени и статуса подсудимой. ...
Аналитика
 Архив



Эликсир молодости проверенный вековой историей! Чаванпраш - натуральное здоровье

Лечение за рубежом . Компания CLAVIS предлагает организацию лечения по всем направлениям медицины в частных и университетских клиниках Германии

Силовой кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена


Качество предлагаемой продукции обеспечивается использованием при ее производстве современного высокотехнологичного оборудования Кабель силовой . Наше предприятие предлагает к поставке одножильный и трехжильный кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена