Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
05.12.2008, 09:06


Вадим Карасев: «Янукович имеет хорошие шансы выиграть всенародные президентские выборы»


Создание коалиции Партии регионов и БЮТ отложили как минимум до вторника. Политики разделились в своих оценках этого события – одни говорят, что многие «регионалы» восстали против такого формата коалиции и убеждают Виктора Януковича в нецелесообразности отдавать Тимошенко пост премьера, другие говорят, что для создания большинства нужно только доработать «последние технические нюансы».


В любом случае, в данной ситуации больше всех волноваться нужно Президенту Украины. Ведь не исключено, что возможное вновь созданное большинство сконцентрируется на работе именно против него. И «регионалы», и бютовцы сходятся во мнении: полномочия Президента нужно резать плюс неплохо было бы перенести избрание главы государства в парламент.

Виктор Ющенко стерпит союз Партии регионов и БЮТ, если такое образование в парламенте будет работать на преодоление экономического кризиса. Но если оно будет стремиться перенести выборы главы государства в стены Верховной Рады и обрезать полномочия Президента, ответные меры не заставят себя долго ждать – это будет и конституционный референдум, и повторный роспуск парламента. Об этом в интервью «Главреду» рассказал директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Вадим Юрьевич, сегодня не состоялось ожидаемое оглашение о создании коалиции в Верховной Раде, все перенесли на вторник. По вашему мнению, можно ли ожидать, что во вторник парламент получит легитимное большинство?

Ожидать можно, сейчас все находятся в режиме ожидания. Но что будет в финале этого ожидания – у меня прогнозы скептичны. Дело в том, что нет никакой сцепки или клея, который мог бы склеить коалицию Партию регионов и БЮТ.

По-моему, есть несколько резонов, которые служат весомыми барьерами для формирования такой коалиции. В первую очередь, нужно говорить о таком понятии, которое в политологии называют «неделимым благом». Пост премьер-министра сейчас как раз является неделимым благом. Как его разделить между одним экс-премьером и другим экс- и нынешним премьером?

И Виктор Янукович, и Юлия Тимошенко – дважды премьер-министры Украины, они видят себя только на этом посту, а в будущем – еще и на посту Президента. Как здесь найти оптимальную точку компромисса?

Разве экономический блок правительства, который может отойти к Партии регионов, не может стать ценой компромисса?

Экономический блок самый тяжелый. Все неудачи экономического блока правительства при таком раскладе будут приписаны Партии регионов. В то же время, все возможные, но отнюдь не гарантированные достижения экономического блока будут приписаны премьер-министру Юлии Тимошенко, ведь премьер-министр – это глава Кабмина и глава исполнительной власти.

Нужно ли это Партии регионов сегодня – вычищать Авгиевы финансовые конюшни и спасать от технического дефолта БЮТ для того, чтобы на выходе получить непонятно что? Это дилемма для них.

А как Юлии Тимошенко в такой ситуации быть, кем и чем она будет управлять? Только энергетикой? А на энергетику у Партии регионов тоже свои виды, они Тимошенко так просто ее не отдадут. В Партии регионов тоже есть много «энергетиков», которые не готовы согласиться с таким разделением труда между БЮТ и Партией регионов в Кабинете Министров.

Дальше, где гарантии того, что Юлия Тимошенко поддержит Виктора Януковича в его намерениях стать президентом? Предполагают, что это будут делать через парламент. Но давайте посмотрим, нужно ли это Януковичу? Зачем ему иметь сомнительную легитимность, идти на сомнительную конституционную новацию в виде изменения формы избрания президента страны, если у него есть хорошие шансы быть избранным на всенародных выборах Президента.

Тем самым он мог бы получить сатисфакцию за 2004 год и широкую электоральную легитимность, будучи избранным на всенародных выборах. Что Януковичу и Партии регионов дает парламентское президентство? Это очень ненадежно – иметь президента, зависящего от парламентских раскладов.

Поэтому не лепится здесь композиция, а выходит какая-то какофония, а не мелодия.

Если не коалиция Партии регионов и БЮТ, тогда что, выборы?

В такой ситуации можно «пойти другим путем» и взять другой алгоритм выхода из парламентского кризиса – избрать главу Верховной Рады. Вот есть вариант избрания Ивана Плюща. Нет коалиции, но будет ситуативное большинство, и тогда начнется новый раунд игры. В такой ситуации или правительство остается, или же оно уходит в отставку. В случае отставки правительства его может сменить новое, и там уже Янукович может претендовать на пост премьер-министра.

Если не будет нового правительства, то возможны новые выборы с хорошими шансами для Партии регионов получить более внушительное представительство в парламенте. В новом парламенте в таком случае у них будет прекрасная возможность сформировать свою коалицию.

Выборы в случае несоздания коалиции – это нормальный выход. Нормальная европейская практика – если правительство не может создать большинство в парламенте, то оно уходит в отставку. Это – правительство, которое не имеет ресурсов и сил проводить свою политику через парламент. В парламентско-президентских формах правления правительство может проводить свою политику только через принятие необходимых законов посредством законодательного большинства. Если такого нет, то уж извините, правительство недееспособно. Оно должно идти или на выборы, или в отставку.

Сегодня был озвучен тезис, что в рамках коалиционных договоренностей между БЮТ и Партией регионов планируется внесения изменений в Конституцию, которые дадут возможность после избрания президента в парламенте ввести мораторий на проведения выборов до 2015 года. Такое возможно?

Подождите, ну как это можно наложить мораторий на выборы в Верховную Раду? Это полностью противоречит Конституции. Как можно внести в Конституцию изменения, чтобы отменить выборы? Парламент у нас на сколько лет избирается? На пять. Они что, напишут, что парламент на десять лет избирается?

Разве нельзя в переходные положения Конституции записать соответствующее положение об исключительном продолжении работы парламента какой-то период?

Это прямой и открытый подрыв основ существования демократических институтов. Парламент можно досрочно отправить в отставку. Но увеличивать срок работы действующего парламента до восьми лет – это уже авторитарный сговор. Кто может на такое пойти, кто так рискнет своим реноме? Это же будет серьезнейший удар по международному имиджу Украины.

Насколько реальными могут стать планы избрания президента Украины в парламенте?

Абсолютно нереальная перспектива. Основные претенденты на президентский пост рассчитывают победить на всенародных выборах. Зачем им нужно быть «представителями каких-то сил»? Ведь в такой ситуации они будут иметь очень слабую легитимность и уровень поддержки. Это же будет президент элит, а не народа. Он ничего не сможет делать, он будет заложником элит, всевозможных кулуарных интриг и сговоров, пактов, сделок и прочих меморандумов. Это будет ручной президент, зависящий от ситуативных раскладов и конъюнктуры. Кому это надо?!

Президент, если он претендует на то, чтобы быть сильным политиком в украинском понимании, должен опираться на широкую электоральную всенародную легитимность. Тем самым он может работать напрямую с людьми, минуя и элиты, и чиновников, не рискуя сгореть в плотных слоях интригующей электоральной атмосферы парламента.

Просто в политических кругах говорят, что на самом деле это на Банковой сейчас разрабатывают вариант союза с Януковичем, чтобы потом избрать Виктора Ющенко президентом именно в стенах Верховной Рады, конечно, после соответствующих изменений в Конституцию. Такой сценарий возможен?

Нет. Ни Ющенко, ни Тимошенко, ни Янукович не пойдут на то, чтобы стать ручными президентами парламентской партийной элиты. Президент «парламентщины» в Украине – это тупиковый вариант. Никто из основных претендентов на пост президента на это не согласится.

По вашему мнению, какая будет реакция Виктора Ющенко, если во вторник будет создана коалиция БЮТ и Партии регионов? Его даже пригласили присутствовать при этом…

Хорошо, пусть такая коалиция состоится. Ничего страшного в этом не будет. Пусть попробуют в таком формате поработать. Но не нужно в таком случае заниматься политиканством и изменять Конституцию. Пусть занимаются экономическим кризисом и формируют антикризисным пакетом.

Возможно ли взаимодействие в треугольнике «Президент Ющенко - премьер Тимошенко - спикер Янукович». Настолько это будет эффективно?

Взаимодействие возможно. Диада Тимошенко и Януковича рискует войти в фазу самопожирания. Им нужен какой-то страховочный третий. Скорее, этот резон даже ближе Януковичу. Поэтому у Ющенко все равно останется пространство для маневра и игры. Сначала пусть попробуют вместе поработать, потом посмотрим, как все пойдет, и, как они начнут пожирать друг друга. Пусть покажут, как они будут выходить из кризиса и что скажут избирателям. Так что ничего страшного, все путем, как говорится.

Если коалиция Партии регионов и БЮТ начнет менять Конституцию, ограничивать полномочия президента и переносить его выборы в парламент, какие могут быть ответные действия Виктора Ющенко?

Во-первых, есть Конституционный суд. Можно использовать судебную процедуру. Во-вторых, можно объявить референдум по Конституции. Нужно просто собрать 4 миллиона подписей и спросить у народа, хотят ли они выбирать главу государства.

Президент может такой референдум выиграть. В Украине президентскоцентричная политическая культура, нужно, чтобы кто-то персонально отвечал за состояние дел в стране – не какая-то коалиция. Если вынесут на референдум вопрос об избрании президента в парламенте или на общих выборах, то это будет выигрышный ход для Виктора Ющенко. Он ведь будет защищать демократию, а избрание президента в парламенте пахнет олигархическим президентом. Причем, любая страна мира, у которой есть ресурсы, используя дефицит ликвидности в мире, сможет инвестировать монетарный ресурс на избрание украинского президента в парламенте.

Какое может быть противодействие, если коалиция БЮТ и Партии регионов начнет ограничивать полномочия президента путем принятия законов?

Они же клянутся, что у них будет антикризисная экономическая коалиция. Если они займутся политическими вопросами, то они тем самым обманут людей. Тогда все будет делаться ради простого передела власти.

Сохранит ли президент право распустить парламент, если коалицию в раде формализуют, или такое право исчезнет в момент подписания нового коалиционного соглашения?

Сохранит, а почему нет? Парламент распущен, просто указ приостановлен. Он сможет воспользоваться своим правом. Если коалиция будет заниматься экономикой – это одно. Пусть ребята попробуют, флаг им в руки. Но если коалиция будет политической и антипрезидентской, если это просто антиющенковский пакт, значит, это другой вопрос.

"Главред", 05.12.2008




Предыдущие материалы из раздела
Вадим Карасев: в реакции Тимошенко – вся она
02.02.2009, 11:21
Быстро, оперативно, хлестко, политтехнологично, пиарно, но абсолютно бессодержательно. Как раз по форме и стилю ответ Тимошенко был паническим и ...
Смену министров может сорвать НУНС из-за выборов
02.02.2009, 10:17
Переформатирование Кабмина, заанонсированное Юлией Тимошенко, может не состояться из-за НУНС. В эти выходные она заявила, что не будет менять ...
„Виграші та програші України у „газовій війні” в січні 2009 року”, звіт за результатами соціологічного дослідження
28.01.2009, 11:53
Соціологічне дослідження „Виграші та програші України у „газовій війні” в січні 2009 року” було проведено Інститутом глобальних стратегій 16-21 січня ...
У Ющенко объяснили, почему именно 17 января
26.01.2009, 18:52
Секретариат президента озвучил, когда, по мнению Банковой, должны состояться президентские выборы. По словам замглавы канцелярии Игоря Пукшина, ...
Ющенко. Взлеты и падения.
26.01.2009, 17:41
Прошло четыре года с момента инагурации Ющенко. Видимо, этого времени Виктору Андреевичу оказалось недостаточно для выполнения большинства своих ...
”Тимошенко давала якісь обіцянки Путіну”
26.01.2009, 17:41
Після підписання газових угод із Росією із Секретаріату президента розкритикували прем’єр-міністра Юлію Тимошенко. Мовляв, контракт має невигідні для ...
Аналитика
 Архив