Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
10.09.2009, 11:35


Политолог Вадим Карасев: новый закон о выборах президента на руку Тимошенко и Януковичу


Закон Украины №1616-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по выборам Президента Украины» за подписью председателя Верховной Рады Украины Владимира Литвина официально обнародован на веб-сайте Верховной Рады Украины. Ситуацию для «Полит.ру» комментирует украинский политолог, глава Института глобальных стратегий Вадим Карасев:

Событийный контекст этого закона определялся тем, что его разработчики ставили перед собой две взаимосвязанные цели. Во-первых, новый измененный закон о выборах президента должен был преодолеть дефекты и недостатки предыдущего закона, а также (возможно, в первую очередь) максимально уйти от практики президентских выборов 2004 года, когда фактически исход президентских выборов был решен на улицах и площадях Киева, а также в здании Верховного суда Украины. Тогда Верховный суд Украины 4 декабря 2004 года принял историческое решение о переголосовании второго тура президентских выборов. Украинские события, которые некоторые называют «оранжевой революцией», во многом были спровоцированы несовершенством закона о президентских выборах, возможностями манипуляции на уровне территориальных избирательных комиссий и ЦИКа, а также манипуляциями по поводу манипуляций мнимых, реальных, возможных в ходе президентских выборов, в частности, в ходе голосования, а затем в ходе подсчета голосов.

Поэтому разработчики нового законодательства выборов президента попытались максимально убрать дефекты предыдущего закона, которые могли в будущем привести к включению судебной системы Украины в процесс обжалования результатов президентских выборов. В частности, новации этого закона заключаются, во-первых, в том, что Верховный суд исключается в качестве апелляционной структуры результатов президентских выборов, во-вторых, вводится предельно жесткий календарный интервал для оглашения результатов выборов – не более двух дней. Два дня Центральной избирательной комиссии дается на оглашение результатов выборов.

Еще одна интересная новация заключается в том, что видоизмененный закон не предполагает публикацию решения ЦИК в правительственных печатных изданиях, которая ранее означала введение в силу решений ЦИК о победителях президентских выборов. Сейчас этого не надо, поскольку в 2004 году блокирование типографий, выхода решений ЦИК в печатных правительственных изданиях привело к тому, что начался повсеместный процесс уличного, демонстрационного оспаривания результатов выборов, что в конечном итоге привело к парализации деятельности ЦИК и «оранжевому» майдану конца 2004 года.

Интересен ряд и других новаций избирательного закона. Они связаны с тем, что разработкой нового закона и преодолением вето президента осуществлялось двумя большими парламентскими фракциями – Блоком Юлии Тимошенко и «Партией регионов», лидеры которых являются основными фаворитами президентских выборов. Поэтому новый закон о президентских выборах - это двухпартийный избирательный закон, который во многом, а, может быть, и преимущественно учитывает интересы и резоны двух основных кандидатов на этих президентских выборах. Об этом свидетельствуют как новации закона, так и то, что конституционным большинством, дружно Блок Юлии Тимошенко, Партия регионов и ряд других мелких фракций поддержали преодоление президентского вето на парламентский закон о выборах.

Можно перечислить новации, которые служат интересам в большей степени двух парламентских фракций и двух основных кандидатов на президентских выборах. Во-первых, вводится новая увеличенная сумма залога, необходимого для участия в президентских выборах. В предыдущем законе эта сумма залога составляла 500 тысяч гривен. По новому закону это 2,5 миллиона гривен. Подобного рода увеличение залоговой суммы аргументировалось необходимостью уменьшить количество так называемых технических кандидатов, кандидатов-спойлеров, которые могли бы выполнять чисто техническую спойлерскую функцию, мешая прозрачному, справедливому, конкурентному проведению президентских выборов.

Действительно, на первый взгляд кажется, что увеличение суммы залога приведет к достаточно серьезной селекции желающих просто поучаствовать в президентских выборах и «если не победить, то хотя бы погреться». Однако на самом деле проблема технических или спойлерских кандидатов этим не решается. Она просто структурируется, решается в пользу двух основных фаворитов президентской кампании, потому что для Юлии Тимошенко, Виктора Януковича и их предвыборных бюджетов выделить несколько десятков миллионов гривен на собственных кандидатов-сателлитов, то есть на своих технических кандидатов не составляет проблемы.

Действительно не будет технических кандидатов в смысле желающих просто поучаствовать в президентских выборах и получить свою минуту славы. Однако, будут технические кандидаты, которые будут работать в пользу основных кандидатов-фаворитов. Например, кто-то из технических кандидатов Юлии Тимошенко может отбирать голоса у Арсения Яценюка. А другие технические кандидаты, например, Януковича могут отбирать голоса у коммунистов или у Юлии Тимошенко в центральных регионах Украины. То есть увеличением залога проблема технических кандидатов не устранена.

Тем более, нужно учитывать, что каждый кандидат, участвующий в президентских выборах, имеет право на своих представителей в избирательных комиссиях. Это одна из новаций избирательного закона, в которой заинтересованы как раз ресурсно обеспеченные кандидаты с высокобюджетными предвыборными кампаниями. Тимошенко и Янукович заинтересованы в том, чтобы иметь технических кандидатов: за каждым техническим кандидатом есть свои представители в территориальных избирательных комиссиях, и это дает возможность высокобюджетным кандидатам контролировать через своих представителей работу территориальных избирательных комиссий. Поэтому, с одной стороны, увеличенный залог отсекает технических кандидатов-добровольцев, но, с другой стороны, он увеличивает количество технических кандидатов – спутников-сателлитов высокобюджетных фаворитов избирательных кампаний.

По этой причине президент Ющенко попытался не дать этому закону вступить в действие. Отсюда его президентское вето, которое было преодолено усилиями двух больших парламентских фракций, и закон вступил в силу.

Можно назвать еще одну новацию, которая также связана с интересами двух фаворитов избирательной кампании. Впрочем, от нее не пострадают Арсений Яценюк и Владимир Литвин. Она связана с популистскими аргументами о необходимости сокращения избирательной кампании со 120 дней до 90 дней. Популистская аргументация связана с тем, что необходимо экономить бюджетные деньги. Предвыборные траты, таким образом, уменьшаются, поскольку вместо 4 месяцев предвыборная президентская компания будет длиться только 3 месяца – 90  дней.

Однако за популистским аргументом кроется вполне резонный и корыстный расчет высокобюджетных и ресурсных политиков. Избирательная кампания уже идет, на украинских магистралях, городских улицах, сельских трассах давно развешаны пикборды, ситилайты, лайтбоксы с рекламой всех основных кандидатов на президентских выборах. Понятно, что в Украине президентская кампания в целом и кампании отдельных претендентов не финансируются в первую очередь из государственного бюджета. Это отдельные кассы, теневые, оффшорные или олигархические финансовые ресурсы, которые инвестируются в отдельных кандидатов. Именно эти деньги составляют финансовое благополучие основных кандидатов в президенты Украины.

Согласно официальной статистике, 80% государственного официального бюджета избирательной кампании идут на оплату труда работников территориальных избирательных комиссий, и только 20% - это официальные траты кандидатов. Поэтому 90 дней, 120 дней, 300 дней - не имеет никакого значения. Более того, если вступает в силу закон о президентских выборах, тогда агитации и все действия кандидатов нужно соизмерять с вступившим в силу законодательством. А это ограничивает маневр для тех кандидатов, которые находятся на высоких государственных постах, и у которых уже давно аккумулирован и мобилизован финансовый ресурс.

Лучше сейчас, когда еще не началась официальная избирательная кампания, проводить избирательную кампанию не по закону, а по привычке, традициям или на основе политтехнологических новаций, нежели уже сейчас проводить свою кампанию в русле закона и тем самым быть под постоянным риском судебных оспариваний и тому подобных правовых принуждений. Поэтому те, у кого есть парламентский ресурс, решили, чтобы кампания длилась только 90 дней, а не 120, как это было на предыдущих президентских выборах.

Есть ряд других, возможно, не таких важных новаций в новом законе о президентских выборах. Но если оценивать это на весах президентской кампании и возможных будущих результатов, то этот закон, несмотря на поправки, сделанные между первым и вторым обсуждением, а также после замечаний президента, все-таки играет в пользу тех политических сил, у которых сегодня есть конституционное большинство в парламенте, представители которых являются основными фаворитами нынешних президентских выборов. Это, скорее, двухпартийный закон о президентских выборах. А кто из двух партий в большем выигрыше - партия Тимошенко или партия Януковича - покажут избирательная кампания, которая согласно новому закону официально начинается 19 октября 2009 года, и результаты голосования. Напомню, первый тур будет проходить 17 января 2010 года. И, скорее всего, будет второй тур, который состоится 7 февраля 2010 года.

"Полит.ру", 10.09.2009




Предыдущие материалы из раздела
Иран вне санкций: как изменится глобальная игра
05.04.2015, 17:05
В четверг на мировом энергетическом рынке произошла своего рода революция, последствия которой будут проявляться не один год, и не только в сфере ...
Шантаж Яценюка
07.07.2014, 13:30
Политолог Вадим Карасев раскрывает сложные отношения между правительством и Верховной Радой. — Почему между Кабинетом министров и парламентом ...
На ближайших выборах Порошенко и Ляшко могут поделить избирателей между собой, – Карасев
02.07.2014, 13:08
Основной вопрос сегодняшней политической повестки – это способ разрешения конфликта на востоке. Об этом заявил директор Института глобальных ...
Російська імперія доживає своє – Карасьов
02.07.2014, 13:05
Гості «Вашої Свободи»: Вадим Карасьов, директор Інституту глобальних стратегій; Леся Яхно, директор Інституту національної стратегії ...
В Донецке прошли первые переговоры официальных представителей Украины, России, ОБСЕ и лидеров ополченцев
24.06.2014, 12:39
На переговоры в здание донецкой облгосадминистрации, по сообщению «РИА Новости», прибыли посол России в Киеве Михаил Зурабов, спецпредставитель ...
Экспертный совет: Когда пройдут парламентские выборы?
23.06.2014, 13:16
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев называет равными шансы того, что перевыборы в ВР пройдут осенью этого года или весной будущего: ...
Аналитика
 Архив