Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
01.04.2010, 15:37


Казахстан как форматор мультипартнерской политики


Вадим Карасев - директор Института глобальных стратегий (Киев)

За относительно короткий срок после обретения независимости Республика Казахстан стала равноправным субъектом международных отношений и органично развивается в евразийском политическом поле, как страна с рыночной экономикой, благоприятным инвестиционным климатом, с системой ключевых институтов демократии и гражданского общества.

В Казахстане существует общенациональный консенсус по основополагающим ценностям демократизации и политической модернизации на долгосрочную перспективу. Убедительным доказательством благоприятного восприятия Казахстана мировым сообществом стал факт его избрания председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на 2010 год.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки, является фактически единственной политической платформой, где все страны могут обсудить ключевые вопросы взаимодействия, имеющих отношение к безопасности, стабильности и развитию на таком обширном географическом пространстве. Организация взяла на себя ответственность по мирному урегулированию споров в зоне ответственности в регионе и стала одним из главных инструментов в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.

В качестве председателя одной из авторитетных международных структур Астана получила уникальную возможность оказывать непосредственное влияние на коррекцию глобальной и региональной архитектуры безопасности, способствовать прогрессу в решении некоторых «затяжных» конфликтов, ибо нейтрально-корректные отношения Казахстана с втянутыми в противостояния сторонами позволяют ей максимально способствовать налаживанию конструктивного диалога между государствами-участниками.

Немаловажно и то, что Казахстан имеет собственное видение реформирования ОБСЕ, апробированные механизмы и опыт укрепления межэтнической толерантности и межрелигиозного согласия, модератора взаимоотношений Востока и Запада.

При этом Астана руководствуется принципами суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств, инициирования и поддержки механизмов глобальной безопасности, интеграции между государствами, формирования действенных площадок для диалога.

Одновременно трибуна ОБСЕ является публичным каналом трансляции, как национальных интересов Казахстана, так и консолидированных подходов государств СНГ и Центральной Азии по некоторым актуальным проблемам на глобальном уровне.

Председательство Казахстана, безусловно, будет способствовать продвижению европейских ценностей на Восток и опосредованно усилит присутствие Европы в Центральной Азии, сфокусирует внимание мирового сообщества на вызовах безопасности, исходящих из региона, расширит вовлеченность Запада в азиатские интеграционные процессы.

Авторитет Казахстана, ее ресурсы взаимодействия и влияния на соседние государства будут направлены на поддержание стабильности, создание безопасной среды и продолжение демократических реформ, углубление понимания и диалога ОБСЕ и НАТО с ШОС, ОДКБ, СВМДА.

Как заявил Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, «председательство в ОБСЕ относится к стратегическим национальным проектам - очень важным достижениям нашей страны за годы Независимости и его возросшего авторитета».

Своими мыслями по поводу нынешнего председательства Казахстана в ОБСЕ делится известный украинский политолог и аналитик, директор киевского Института глобальных стратегий - Вадим Карасев.

- В начале 2010 года Казахстан стал председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Председательство в авторитетной европейской международной организации стало для Республики Казахстан новой ступенью для внутренней модернизации страны и открыло новые возможности для раскрытия дипломатического потенциала на международной арене. Казахстанцы понимают, что одним из якорей национального и государственного строительства должна стать объединенная Европа, тем более что 16 процентов территории страны находится в Европе.

Одной из основных задач, которую ставит перед собой Казахстан, является модернизация ОБСЕ, перезагрузка организации, апгрейд миссии в соответствии с новыми вызовами и угрозами. Нулевые годы ХХІ века изменили архитектуру Европы в сторону фрагментации на региональные союзы и клубы государств по экономическим, военно-политическим, секторальным интересам. Начало 10-х годов ставит перед нами совершено новую задачу - разработать актуальный и действенный инструментарий для принятия глобальных стратегических решений на консенсусной основе. В связи с этим увеличивается роль ОБСЕ как трансрегиональной и трансконтинентальной организации, общей площадки для стратегического таргетирования, открытого и широкого диалогового пространства для создания миксовых форматов взаимодействия разного рода региональных структур. ОБСЕ важно иметь партнерские связи не только с европейскими организациями, но и с такими динамично развивающими региональными евразийскими структурами, как ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА. Логика мирового развития начала 10-х годов диктует необходимость усилить роль средних государств таких, как Казахстан и Украина, выступающих медиаторами в диалоге между региональными организациями и форматорами мультипартнерской политики на межинституциональном уровне.

В течение первых 100 дней председательства Казахстана удалось запустить практический механизм регулярных консультаций между всеми странами-участниками, что является приоритетом при принятии консенсусных решений. Отличительной особенностью председательства Казахстана в ОБСЕ стало представительство на этой влиятельной площадке интересов наших партнеров по СНГ. Астана уделяет первоочередное внимание урегулированию межнациональных и межгосударственных «затяжных конфликтов» на постсоветском пространстве. В феврале 2010 года действующий Председатель ОБСЕ, Государственный секретарь - Министр иностранных дел Казахстана К.Саудабаев совершил турне по странам Южного Кавказа с целью уточнения реальной обстановки и позиций сторон для восстановления путей мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта на базе «Мадридских принципов». В этой связи Казахстан готов предоставить площадку для открытого диалога и переговоров президентам Азербайджана и Армении.

Одним из главных целей сосоявшегося на днях визита Председателя ОБСЕ в Украину и Молдову является «перезапуск» переговоров в формате 5+2 для дальнейшего разрешения проблемы Приднестровья. Украина уже несколько лет выступает эффективным посредником в этих переговорах. Объединив усилия и наработанный опыт всех сторон, Казахстан надеется на ощутимый прогресс в решении данного вопроса. Астана ставит перед собой амбициозную задачу - запустить и укоренить процесс дипломатического, диалогового, консенсусного формата решений межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР. Казахстан, неизменно придерживаясь принципов мирного сосуществования и добрососедских отношений со всеми постсоветскими республиками, готов выступить посредником для восстановления доверия между конфликтующими сторонами. Никто лучше нас, бывших союзных республик, не понимает всех особенностей и тонкостей наших межнациональных отношений. Потому необходимо включить политическую волю и использовать все возможности мирного соседства для восстановления доверия и урегулирования противоречий.

Ключевой инициативой Казахстана в 2010 году станет проведение Саммита ОБСЕ в Астане. Данная инициатива Президента Нурсултана Назарбаева была поддержана ЕС, ООН, НАТО и другими глобальными организациями. В пользу организации Саммита свидетельствует, в частности, тот факт, что за 10 лет, прошедшие со времени последней встречи на высшем уровне (Стамбульский саммит ОБСЕ), существенно изменился политический ландшафт на всем пространстве Организации. Однако, несмотря на расширение Европейского Союза, Шенгенского пространства и НАТО, роста уровня безопасности в зоне ОБСЕ не наблюдается.

После 1999 года на международной повестке дня появились новые и еще более злободневные проблемы (борьба с международным терроризмом, война в Ираке, тема Афганистана и наркотрафика, появление новых субъектов международного права (Косово, Южная Осетия и Абхазия), определенная стабилизация отмечается на балканском пространстве. Вопросы энергетической безопасности, противоракетной обороны и другие темы сейчас рассматриваются в абсолютно новой плоскости.

Проведение Саммита позволит сделать серьезный прорыв в закреплении приверженности стран-участниц принципам кооперативной и неделимой безопасности на общеевропейском и евразийском пространстве.

Астана продолжит «традицию Корфу» и проведет неформальную встречу министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ. Для Казахстана высшим приоритетом стоит проведение встречи и запуска диалога между ключевыми геополитическими игроками - ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, НАТО, ЕС. Подобная встреча будет символична в том плане, что на одной площадке встретятся региональные оппоненты для обмена мнениями и поиска точек соприкосновения при определении приоритетов политики безопасности на евразийском континенте.

Недавние террористические акты в московском метро и на Северном Кавказе актуализируют необходимость поиска глубинных причин и комплексного решения угрозы терроризма. Опыт антитеррористической борьбы 2000-х годов на территории бывшего Союза показал, что решение проблемы террористической угрозы исключительно военно-силовыми методами не приносит желаемого результата. Потому важно включить и максимально использовать дипломатические, переговорные, диалоговые средства и межинституциональные механизмы взаимодействия. Только при таком системном подходе можно обеспечить защиту жизни простых людей.

"РИА Новости", 01.03.2010




Предыдущие материалы из раздела
Иран вне санкций: как изменится глобальная игра
05.04.2015, 17:05
В четверг на мировом энергетическом рынке произошла своего рода революция, последствия которой будут проявляться не один год, и не только в сфере ...
Шантаж Яценюка
07.07.2014, 13:30
Политолог Вадим Карасев раскрывает сложные отношения между правительством и Верховной Радой. — Почему между Кабинетом министров и парламентом ...
На ближайших выборах Порошенко и Ляшко могут поделить избирателей между собой, – Карасев
02.07.2014, 13:08
Основной вопрос сегодняшней политической повестки – это способ разрешения конфликта на востоке. Об этом заявил директор Института глобальных ...
Російська імперія доживає своє – Карасьов
02.07.2014, 13:05
Гості «Вашої Свободи»: Вадим Карасьов, директор Інституту глобальних стратегій; Леся Яхно, директор Інституту національної стратегії ...
В Донецке прошли первые переговоры официальных представителей Украины, России, ОБСЕ и лидеров ополченцев
24.06.2014, 12:39
На переговоры в здание донецкой облгосадминистрации, по сообщению «РИА Новости», прибыли посол России в Киеве Михаил Зурабов, спецпредставитель ...
Экспертный совет: Когда пройдут парламентские выборы?
23.06.2014, 13:16
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев называет равными шансы того, что перевыборы в ВР пройдут осенью этого года или весной будущего: ...
Аналитика
 Архив