Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
11.03.2005, 17:23


Партийные сборы за год до забега


 

 


Выборы-2006 интересны не только тем, что они плавно принимают эстафету у президентской кампании прошлого года, но и тем, что следующий год либо закрепит сложившуюся конфигурацию власти, электоральных, идеологических предпочтений, структуру элит, либо откорректирует сложившийся политический и внутриэлитный баланс.

«Показательные» выборы, или Президентский fast-trасk
Эти выборы будут оказывать мощное воздействие на окончательное оформление национальных интересов на ближайшее десятилетие. Будет ли подготовка к выборам означать новый старт перегруппировавшихся политических сил? Или же этот старт будет продолжением электорального забега, начатого еще в 2002 году, в результате которого партии и элитные игроки лишь пройдут переаттестацию?
От этого соотношения во многом будет зависеть архитектоника различных электоральных проектов как со стороны власти, так и со стороны оппозиции; как со стороны идеологически мотивированных избирателей и политсил, так и со стороны проектов, которые не претендуют на мировоззренческую идентичность и рассматриваются скорее в качестве проводников тех или иных групп в структуры власти. Выборы покажут стремление новой власти зафиксировать сложившееся в начале этого года внутриэлитный статус-кво, а также обеспечить результатами 2006 года высокий показатель проектов, которые будут курироваться властью. Не случайно Роман Бессмертный, которому делегированы полномочия курировать провластные предвыборные проекты, отметил, что важнейшей задачей выборов-2006 является получение партией, поддерживающей Президента, высоких показателей, обеспечивающих пропрезидентское законодательное большинство в ВР.
В таком арифметическом планировании содержится стремление провластных сил обеспечить Президенту т. н. фаст-трек политику, с помощью которой президентские инициативы будут ратифицироваться в парламенте почти в автоматическом режиме. Не говоря уже о том, что пропрезидентское парламентское большинство будет надежным фундаментом той модели президентства, которую строит Виктор Ющенко.
Признак этой предвыборной кампании — стадионно-партийный размах. И дело тут не только в спортивном накале страстей, но и в пространственном измерении. Если пропрезидентская партия «местом встречи» назначает Дворец спорта, а не менее вместительные залы и аудитории, это значит, что властная элита заранее ориентируется на широкую мобилизацию украинского электората и на стадионный размах своего электорального проекта.

В поисках идентичности, или Гости из прошлого
Важными будут взаимосвязи между электорально-партийными семьями, входящими в те или иные зоны властного либо оппозиционного покрытия. Интересно, насколько следующие выборы смогут повторить сфокусированную борьбу и поляризованность между кандидатами от власти и оппозиции? Парламентские выборы существенно отличаются от президентских по структуре союзов, по стратегии, по коалиционным тактикам и технологиям, не говоря уже о сугубо пиарных и рекламно-брэндовых практиках.
Вряд ли можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что после выборов 2004 года сохранилась некая консолидированная оппозиционная сила, ориентированная на кандидата-финалиста, не получившего в итоге президентского приза. «Старая власть» уже перестала быть властью, но еще не стала оппозицией. Идут поиски оппозиционной идентичности, персоналистских переориентаций, продолжается определение выгодных электоральных ниш и стартовых дорожек для того, чтобы, использовав оппозиционные бонусы, взмыть на парламентский олимп.
Пока же единой оппозиции нет, как, впрочем, и ее лидера. То, что прозвучало на последнем съезде Партии регионов, скорее является заявкой на оппозиционный патент. Ведь судя по содержательным позициям, эта и другие, претендующие на оппозиционный статус, политические семьи — гости из прошлого. Ведь, прежде чем заявлять об оппозиционности и неоппозиционности для любой партии важно стать политической силой будущего и уже потом, оформив тенденции развития, найдя мировоззренческие, идейные, политические альтернативы, можно освоить позиции и более убедительно выстраивать оппозиционную альтернативу курсу властной элиты.

Партии властей
На фоне «заявок из прошлого» действия власти и ее электоральный проект выглядят менее проблемными и более убедительными. Понятно, что власть пользуется постреволюционным доверием общества и запасом ожиданий, сформировавшимся в конце прошлого — начале этого года. Но и здесь ситуация отнюдь не безоблачна. Новая власть довольно дифференцирована и представляет собой совокупность различных персоналистских и партийных политических семей. С учетом различных позиционирований внутри власти, ее широкой и идеологически разнородной коалиционности, а также напряжений между ключевыми игроками коалиции (Тимошенко, Порошенко, Мороз, Костенко и др.) создать унифицированный и универсалистский предвыборный проект будет трудно.
Создание единого «фронтального» проекта будут блокировать различные факторы. Например, пока не ясно, кто будет возглавлять общий список провластной коалиции. Это ставит разработчиков проекта перед необходимостью компромиссного расположения фамилий в общем списке. Пока не определено и точное местонахождение социалистов и их лидера Александра Мороза, который занимает промежуточную позицию. Он одновременно находится и во власти, и в оппозиции, получив возможность совершать эффективные и кратковременные миграции из зон покрытия власти в зоны оппозиционных альтернатив. Установки его партии в ряде важных моментов отличаются от официального курса новой власти. В частности, это особые позиции относительно членства Украины в НАТО, темпах вступления в Евросоюз и в ряде других ощутимых для власти моментах. Особая позиция и лидера УНП Юрия Костенко, который заявляет о необходимости самостоятельного участия в избирательной кампании.
Судя по последним съездам и настроениям, преобладающим на правом и левом флангах большой провластной коалиции, нынешний режим, очевидно, пойдет на выборы в форме трех самостоятельных проектов. Правоцентристская колонна — УНП, «Собор» и компания крайне-правых и умеренных национал-демократов. Левый, лояльный к власти фланг, использующий ресурсы как власти, так и оппозиционности, — СПУ, которая будет отжимать своих конкурентов (КПУ, Партию регионов, СДПУ(о), ПСПУ, «Новую демократию») в узкоэлекторальные ниши левого и восточноукраинского электорального покрытия. Может оказаться, что старые оппозиционеры, пользовавшиеся большой поддержкой избирателей на президентских выборах, но не получившие власти, растеряют свои электоральные ресурсы, резервы и резоны под натиском центристской силы и набирающей влияние партии Мороза и новых украинских левых.
В центре же будет сформирован проект партии властей: президентской, кабминовской, законодательной, которые соответственно ориентируются на Ющенко, Тимошенко, Литвина. В возможность именно этого сценария можно поверить после заявления Президента на I съезде «Народного Союза Наша Украина» о желательности совместного электорального похода за парламентской и исполнительной властью именно этих трех политических сил.
Старая власть, возможно, так и не сможет стать новой оппозицией и формировать сильную оппозиционную фракцию в Верховной Раде. В новую политическую эпоху на эту роль будут претендовать не только социалисты, но и ряд пока неизвестных политических игроков и «вечно молодые» (в смысле бодрые) — «вечно старые» коммунисты. Провластные же структуры сформируют коалиционный каркас новой власти из числа национал-демократов, народников, тех, кто ориентируется на Юлию Тимошенко и прочих провластных «народовольцев».
Виктор Янукович во многом был институционным кандидатом от власти. Как кандидат в президенты он не имел сильной школы публичного парламентского и электорального отбора. Во многом его выдвижение было назначением власти. Избиратели голосовали не столько за него, сколько против Ющенко. Однако этот принцип вряд ли удастся повторить в условиях парламентской кампании. Окончательное решение относительно формы оппозиционной коалиции будет приниматься по ходу пьесы. Если эсдеки и другие оппозиционеры начнут набирать вес, тогда обострится конкуренция в оппозиционных зонах покрытия. В таком случае разумно формировать коалицию. Но если Партия регионов станет опережать другие партии и в этой умеренной нише у нее не будет конкурентов, тогда избиратели смогут отдать предпочтение не каким-то малосимпатичным и маловлиятельным проектам, а достаточно раскрученным силам, у которых есть шанс пройти в ВР. В политологии такое голосование называют стратегическим — не за тех, кто нравится, а за тех, кто может выиграть гонку с тем, чтобы избиратель получил представительство своих интересов.
С одной стороны, Януковичу выгодно реанимировать формат предыдущих выборов, во время которых он незначительно проиграл своему конкуренту. Это имело бы смысл, если бы и в следующих выборах принимал участие Виктор Ющенко, но он, как известно, этого делать не будет. Надежда на то, что можно проинспирировать электоральный подъем, который наблюдался на президентских выборах, неосуществима.

Программный выбор
Эти перепозиционирования будут убедительными, если подчеркнуть ключевую особенность предстоящих выборов: это будут реальные выборы реальных политических программ, поскольку сейчас общество интересуют не просто политические лидеры или бренды, а позиции той или иной партии по вопросам евроинтеграции, экспортно-импортной политики правительства, членства в НАТО, российского направления внешней политики, места Украины в Восточно-Европейском, Дунайско-Черноморском и др. регионах, отношения к национальному капиталу и труду.
Партиям необходимо будет модернизировать свои программы, поскольку новая политическая эпоха требует решения иных политических задач, формирования иного партийного инструментария. Партия регионов позиционировала себя как партия региона. В свое время это позволяло занять определенную нишу в перенасыщенном мелкими проектами партийном поле. Но сейчас регио-нализация существенно ограничивает общенациональный потенциал. Пришло время общенациональных политических партий. Появляется тяга к таким названиям партий, в которых есть слова «народная», «демократическая», потому что концепт народа отражает в себе стремление к единству. Если Партия регионов не откорректирует свои приоритеты, то может так и остаться партией Донецкого региона, партией, ориентированной на русскоязычные слои населения, а не общенациональной силой, претендующей на власть в государстве.

Гулливеры и лилипуты
Многие партии будут искать совершенно новые перспективные ниши, выходящие за рамки сегодняшнего политического контента и предвыборного контекста. Многие из них уже прочерчивают магистрали в будущую политическую эпоху с ее вызовами, задачами и инструментами их решения. Это, в частности, проекты, имеющие демографические особенности, связанные с молодежными движениями либо с группами бизнеса, которых не устраивает тот факт, что основной политический спор затянулся между двумя группами элиты, сформированными в середине 90-х («Пора» и ряд других, нераскрученных проектов, готовых обойти конкурентов на крутых поворотах истории).
Растет и число партий, влияние которых постепенно падает. У них выбор небольшой, дабы не путаться под ногами партийных гулливеров: либо надеяться на 3-процентный барьер (хотя сам по себе он ничего не дает), либо формировать коалиционные конфигурации, либо вливаться в партийный мейнстрим — включиться в более сильные партпроекты. Можно в целях самосохранения группироваться с одноразмерными партпроектами, рассчитывая на кооперативный эффект. В противном случае вышеупомянутые партии займут почетное место в учебниках новейшей политической истории Украины.

Украина и мир сегодня №9 (328)  2005-03-11

 




Предыдущие материалы из раздела
Иран вне санкций: как изменится глобальная игра
05.04.2015, 17:05
В четверг на мировом энергетическом рынке произошла своего рода революция, последствия которой будут проявляться не один год, и не только в сфере ...
Шантаж Яценюка
07.07.2014, 13:30
Политолог Вадим Карасев раскрывает сложные отношения между правительством и Верховной Радой. — Почему между Кабинетом министров и парламентом ...
На ближайших выборах Порошенко и Ляшко могут поделить избирателей между собой, – Карасев
02.07.2014, 13:08
Основной вопрос сегодняшней политической повестки – это способ разрешения конфликта на востоке. Об этом заявил директор Института глобальных ...
Російська імперія доживає своє – Карасьов
02.07.2014, 13:05
Гості «Вашої Свободи»: Вадим Карасьов, директор Інституту глобальних стратегій; Леся Яхно, директор Інституту національної стратегії ...
В Донецке прошли первые переговоры официальных представителей Украины, России, ОБСЕ и лидеров ополченцев
24.06.2014, 12:39
На переговоры в здание донецкой облгосадминистрации, по сообщению «РИА Новости», прибыли посол России в Киеве Михаил Зурабов, спецпредставитель ...
Экспертный совет: Когда пройдут парламентские выборы?
23.06.2014, 13:16
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев называет равными шансы того, что перевыборы в ВР пройдут осенью этого года или весной будущего: ...
Аналитика
 Архив