Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
18.03.2005, 17:05


Во власти и вне власти: стратегии и их варианты


В преддверие парламентских выборов-2006 года новая власть ищет фундамент и формы для построения базы будущей общественной поддержки. Блок «Наша Украина», сформированный под предыдущие выборы в Раду, в современных условиях исчерпал себя.


Тем не менее, блок «НУ» можно считать успешной коалицией, сумевшей консолидировать политические силы вокруг лидерского капитала Ющенко, а затем и раскрутить «Ющенко» как бренд. Успех данного образования как политической коалиции может быть объяснен тем, что это был союз двух констант – прагматичной и идеологической. Коалиционный формат прагматиков и национал-демократов в окружении Ющенко дал в итоге не только ощутимый электоральный результат, но и заложил потенциал для создания популярной и влиятельной партии, находящейся к тому же при власти. Однако качественно новый климат – «во власти» - обуславливает и новые подходы к партийному строительству.

Открывшееся строительство новой партии Народный союз «Наша Украина» идет по пути создания структуры, вбирающей в себя два актива от «оранжевой революции» - лидерский (харизма Ющенко) плюс бренд «Наша Украина». В свою очередь, В. Ющенко, создавая политическую партию, и что важно, становясь ее членом, то есть партийным президентом – намерен построить не просто лидерскую партию (так ее содержание обозначил Ехануров), а президентскую партию центровую в политическом и центристскую в идеологическом смыслах. Другими словами, центризм новой партии должен придать ей и статус «центристского диктатора», берущего на себя коалиционные инициативы и играющего заслуженную роль ведущего игрока в различного рода союзах.

Что касается потери в лице правых национал-демократических партий (НПУ, НРУ, СОБОР), то в определенной мере отход идейных соратников выглядит естественным. Для самих же этих партий автономное плавание может быть и полезным, если они смогут создать коалицию или блок с идейно близкими партнерами. Поскольку национал-демократы не могут быть идейными противниками Ющенко, то наличие идеологического спутника в президентской орбите может быть выгодным и для самого Президента.

Одновременно Ющенко дал старт процессу определения союзников, выдвинув предложение создать новую коалицию на основе Народного союза НУ, БЮТ и Народной партии Литвина. Подобная коалиция уже призвана «преломиться» под условия парламентско-президентской республики, в которых коалиционная прибыль будет измерять весом политических институтов, а не отдельных позиций или постов в исполнительной вертикали. Задуманная коалиция скорее будет направлена на формирование коалиционного режима, то есть межпартийной (межблоковой) связки между тремя институтами – президентом, парламентом и правительством. Отсюда важно создание такой связки до парламентских выборов. Если приглашение в коалицию Блока Тимошенко в определенной мере естественно, то за предложением Литвину просматривается допущение усиления его влияние внутри парламента, тем самым ограничивая влияние парламентской оппозиции со стороны Партии Регионов и эсдеков.

Создание широкой пропрезидентской коалиции не снимает с повестки дня грядущих выборов вопроса об оппозиции или скорее об оппонирующей силе. В наследство от президентских выборов осталась большая политическая ниша, которая охватывает противников Ющенко и его курса, а также имеет географическую привязку – юго-восток Украины. Шансы Януковича возглавить эту нишу снижаются, поскольку нерешенным для него остаются, по крайней мере, две дилеммы: во-первых, проблема Януковича как публичного политика и партийного лидера. Ни одна из этих ролей после выборов им не «проигрывается». Во-вторых, Янукович, став на позицию анти-Кучмы в «третьем туре» выборов, одновременно остался связанным с непопулярными персонажами как собственного (в том числе донецкого) окружения, так и окружения экс-президента Кучмы (Азаров, Клюев, Рыбак, Богатырева). Эта привязка уже приводит к определенным последствиям, а именно недовольством невнятной позицией партии и оттоком лидеров второго эшелона в партии (последний пример – выход из политсовета В.Коновалюка).

Неудивительно, что параллельно с нерешенными дилеммами Януковича в лагере его сторонников наметилась альтернативная тенденция со стороны второго эшелона в партии. Нардеп Конвалюк предлагает иную стратегию выхода в оппозиционный формат – перегруппировка сил в парламенте, создание парламентской оппозиции и отсюда уже выход к созданию новой силы. При этом новая сила будет себя находить себя в лево-ценстристкой нише, но в противопоставлении с коммунистами и протестными силами (речь идет, по-видимому, о Витренко и Корчинском). Стратегия вполне логичная, но тем не менее выглядит немного запоздалой, учитывая что центры притяжения в парламенте почти или уже «разобраны» спикером Литвином, премьером Тимошенко, президентом Ющенко.

Парламентские выборы в отличие от президентских, когда итогом электоральной борьбы является двухполюсная схватка, представляют собой многомерное политическое измерение. Ставки на парламентских выборах делаются не только на лидеров, а в большей мере на политические предпочтения, а затем уже и лидеров. Традиционно каждые парламентские выборы возникает вопрос о вероятной третьей силе и ее шансах. В сложившихся политических раскладах шансы на третью силу есть у двух партийных игроков – СПУ Мороза и НП Литвина. В плане электоральной географии эти два игрока вполне могут претендовать на нишу оппонирующей силы – юго-восток Украины. Однако у них есть то, чего так не хватает новым оппозиционерам в лице Партии регионов и эсдеков – лидерского капитала. Русскоязычному Востоку и Югу не только не хватает лидера, защищающего их интересы, но еще больше идеи для гражданской консолидации. Очевидно, что Мороз в качестве путеводителя скорее всего прибегнет к русской карте, а вот роль Литвина – пока не предначертана, а значит может быть выписана по иному. Миссия третьей силы может быть интеграторской – поиск той идеи Х, которая сможет повернуть русскоязычные регионы лицом к Киеву.

Роль Юлии Тимошенко на парламентских выборах-2006 года может иметь разные формы партнерства с президентской партией. Для премьера в новой парламентской республике будет намного важнее диалог и связка с парламентом, чем с президентом. Однако усиление Тимошенко будет в любом случае невыгодным как президенту, так и спикеру. Появление в возможной коалиции власти партии Литвина – в определенной мере противовес Тимошенко. С другой стороны Тимошенко также может уравновешивать влияние Литвина. Таким образом, межблоковый (межпартийный) баланс, предлагаемый Ющенко, несет взаимные выгоды для всех сторон. Цепочка взаимных выгод может быть хорошим основанием для выигрышной коалиции.

http://www.glavred.info

18.03.2005




Предыдущие материалы из раздела
Кто раскачивает ситуацию в Крыму?
17.11.2008, 19:00
Впервые после 1994-го поставлен вопрос о принадлежности полуострова. Крым напоминает бомбу, лежащую на дне моря: пока вокруг тихо, она будет молчать. ...
Кто займет кресло Арсения Яценюка?
17.11.2008, 18:28
На прошлой неделе Верховную Раду Украины в прямом смысле слова обезглавили. Силами нового неформального союза фракций в авангарде с Партией регионов ...
Двуполярный мор
17.11.2008, 11:27
 Сегодня на Украине начнут поминать жертв голода 1932-1933 годов. Мероприятия под названием "Голодомор. 75-я годовщина памяти" продлятся до ...
Премьеры России и Украины - Владимир Путин и Юлия Тимошенко встретятся сегодня в Кишиневе в рамках саммита СНГ
14.11.2008, 18:56
Они обсудят политическую ситуацию на Украине и вопросы цены газовых поставок. Развитие Украинской экономики подорвано кризисом. Масла в огонь ...
Консультант Секретариата Ющенко: следующей после Яценюка будет Тимошенко, а Янукович вернется в правительство
14.11.2008, 18:03
Киев, Ноябрь 12 (Новый Регион, Анна Сергеева) – Вслед за сегодняшней отставкой спикера Верховной Рады Арсения Яценюка последует увольнение ...
Відставити Тимошенко можна, але як - питання
14.11.2008, 14:58
Відставка нинішнього складу уряду можлива теоретично, однак, неможлива з юридичної точки зору, вважає політолог Вадим Карасьов. Таку думку він ...
Аналитика
 Архив