Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
17.05.2005, 16:33


Украина как ключевое звено „революционного домино”


Похоже, что различного рода "цветочные" и "фруктовые" революции становятся диагнозом внешней политики России. За два года Москва проиграла Закавказье, Украину, а теперь и (де-факто) Среднюю Азию.

Более того, на примере Киргизии хорошо видно, что Россия теряет стабилизирующую роль, которую она выполняла на постсоветском пространстве после развала СССР. Стремительно изменяющаяся ситуации на переферии, заставляет руководство России делать ставку на СНГ-2 (союз непризнанных государств – Абхазия, Северная Осетия, Приднестровье, Карабах). Однако, это только лишний демонстрирует неспособность РФ легальными способами удержать в сфере влияния своих сателлитов, а также превращает Россию в мощнейший дестабилизационный фактор на постсоветском пространстве.

Это вряд ли в интересах Москвы, поскольку втягивание Россию в серию локальных конфликтов неизбежно сделает ее зависимой от третьих сил, в первую очередь от США. Максимально упрощая ситуацию, можно сказать так - логика Вашингтона, «обкладывающего» Россию флеш-революциями, в общем-то достаточно понятна. Вряд ли американцы заинтересованы в непосредственном демонтаже режима Путина, поскольку он в общем-то, вполне их устраивает, не смотря на постоянную критику в антидемократичности.
По сути, главным оппонентом США в Евразии является не Россия, а Китай, который стремительно развивается за счет строительства социализма «с потребительским лицом». Поэтому, для США главнейшей задачей в Евразии является создание таких условий, которые бы ограничили или поставили в зависимость от Вашингтона развитие Китая, который потребляет все больше истощаемых ресурсов и уже бросает прямой вызов интересам США в Восточной Азии (недавно возникшая ситуация с антияпонскими выступлениями). Ограничив доступ Китая к российским технологиям и сырьевым ресурсам на Дальнем Востоке США во многом разрешают важную задачу внешней политики.
В этом смысле, «революционное домино», которое мы наблюдаем в СНГ выполняет функцию рычага который воздействует на Россию, которая в свою очередь воздействует на Китай. В свою очередь, в этом «революционном домино» важнейшую роль играет Украина.
Во-первых, из-за ее экономического, демографического, геополитического и т.д. веса в Восточной Европы.
Во-вторых, как страна, которая показала наиболее удачную модель передачи власти в условиях революции. В каком-то смысле, оранжевая революция стала своего рода стандартом, на который теперь ориентируются силы находящиеся в оппозиции к правящим режимам в странах СНГ.
В-третьих, из-за традиционного стремления Украины играть альтернативную России роль лидера на постсоветском пространстве.
В этом смысле, несомненно, что оранжевая революция значительно усилила влияние Украина в СНГ. Она стала своего рода «модной» страной, не только для стран Европы и США, но и для постсоветских государств и их элит, особенно оппозиционных.
При этом, новая власть в Украине, в отличие от старой, пытается вести более активную внешнюю политику. Ярким свидетельством чего стала попытка реанимации ГУУАМ, который после Кишиневского саммита потерял одно- У (Узбекистан).
ГУАМ, будучи чисто американским проектом созданным в 1997 году, сейчас получил новое дыхание.
Во-первых, из-за интенсификации продвижения американцами своих интересов на Евразийском континенте.
Во-вторых, после того, как стало ясно, что из-за различного видения целей и задач Киевом и Москвой «подвисает» проект ЕЭП, в Украине усилилось желание получить новый инструментарий для реализации своих интересов в Евразии и СНГ, в частности. В это смысле, новый ГУАМ более органичен, поскольку теперь главнымс критерием сближения становится не энергетические проекты, а общность политических режимов стран ГУАМ и решение вызовов, стоящих перед ними, в том числе и сфере безопасности.
При этом, для России серьезность ситуации заключается не в том, что два государства СНГ (Украина и Тбилиси) стали действовать в унисон, играя на противоречиях с Москвой. Все-таки, Украину даже не смотря, на ее величину, не говоря уже о Грузии, вряд ли можно считать равноценным геополитическом игроком. Серьезность ситуации для русских заключается в том, что на Украину и Грузию по указанным выше причинам серьезно поставили США. По сути Грузия, Украина плюс Киргизия (потенциально Казахстан и Белоруссия) становятся главными опорными пунктами долговременного закрепления США в хартленде Евразии. Уже можно говорить, что для России ключевым вопросом является не оборона ближней переферии, а защита внутреннего пространства от процессов дезинтеграции.
В этих условиях, опираясь на ресурсы американцев плюс улучшение экономической ситуации, Киев и Тбилиси могут гораздо увереннее вести себя во взаимоотношениях с Москвой. При этом, трудно говорить о том, что Киев и Тбилиси станут реальным противовесом России.
Скорее они уже стали постоянной головной болью для российской правящей элиты. Своеобразным напоминанием того, что прежние инструментарии влияния на постсоветское пространство уже не действуют и необходимы новые подходы.
Другая сторона медали заключается в том, что при этом идеологичность и моралистичность внешней политики Киева и Тбилиси зачастую идет в разрез с прагматичными экономическими интересами, требующими усиления кооперации с той же Россией. Следствиям этого стала своего рода внешнеполитическая шизофрения, когда в Киеве с одной стороны объявляют крестовый поход на Восток в защиту демократии, а с другой искренне удивляются почему Россия не хочет создавать зону своодной торговли.
Правда последние заявления сделанные Ющенко на пресс-конференции с журналистами региональных СМИ, демонстрируют, что в рядах украинских младореформаторов началась переоценка европерспектив Украины.
Она заключаетс в том, что лобовая атака на Брюссель не удалась и Европа ясно дает знать, что вступление Украины в ЕС в лучшем случае дело дальнесрочной перспективы. В то время как существуют реальные экономические проблемы, которые сложно разрешить без России. Поэтому, нельзя исключать что в ближайшее время, мы будем наблюдать со стороны Украины некоторый откат назад, в сторону уменьшения жесткости при разрешении настоящих и мнимых противоречий с россиянами.

При этом усиление влияния Украины на постсоветском пространстве зависит в том числе и от осознания Киевом главных приориетов во внешней политике. Дело в том, что большинство украинских экпертов сходятся во мнении, что сейчас Украина пытается играть в Евразии три роли одновременно:

- роль регионального лидера, не имея четких представлений о том, как этого достичь и использовать в своих интересах;

- роль экспортера демократических ценностей и функциональных изменений на постсоветском пространстве;

- роль миротворца, которая предполагает ближайшей перспективе участие в разрешении конфликта в Закавказье и Приднестровье

Плюс добавьте европейский вектор в рамках которого Украина также не может определиться в каком качестве она хочет оказаться в Европе. То ли как постиндустриальная страна (как Польша или Чехия), то ли как индустриальная (с тяжелой промиышленностью, машиностроением и так далее).
Естественно, что такая эклектика не идет на пользу украинской внешней политики, существенным недостатком которой, является отсутсвие институционального наполнения для выполнения озвученых ролей. Кабмин, Президент и его Секретариат и СНБОУ похожи на рака, щуку и лебедя, которые тянут воз внешней политики Украины в разные стороны. Таким образом, не сморя на наличие многих благопритяных факторов, долговремнное усиление влияния Украины на постсоветском пространстве зависит от способности украинцев сформировать эффективные институты, в которых будет происходить формирование внешней политики украинского государства.

Если говорить о том, с пособна ли ось Киев-Тбилиси стать серьезным противовесом влиянию России, то я бы сказал, что она уже ею стала в тот момент, когда Ющенко и Саакашвили задекларировали Карпатскую декларацию. Для России серьезность ситуации заключается не в том, что два государства СНГ стали действовать в унисон на противоречиях с Москвой. Все-таки, Украину, даже несмотря на ее величину, не говоря о Грузии, вряд ли можно считать равноценным геополитическом игроком. Однако серьезность ситуации для русских заключается в том, что на Украину и Грузию ставят США. По сути, Грузия, Украина плюс Киргизия (потенциально и Казахстан, и Белоруссия) становятся главными опорными пунктами долговременного закрепления США в хартленде Евразии.

Поэтому, опираясь на ресурсы американцев, Киев и Тбилиси позволяют гораздо увереннее вести себя с Москвой. Трудно говорить о том, что Киев и Тбилиси станут реальным противовесом России. Скорее, они уже стали постоянной головной болью российской правящей элиты. Постоянным напоминанием того, что прежние инструментарии влияния на постсоветское пространство уже не действуют, что необходимы новые подходы.

Другая сторона медали заключается в том, что идеологичность и моралистичность внешней политики Киева и Тбилиси зачастую идут вразрез с прагматичными экономическими интересами, требующими усиления кооперации с той же Россией. Следствиям этого стала своего рода внешнеполитическая шизофрения, когда в Киеве, с одной стороны, объявляют крестовый поход на Восток в защиту демократии, а с другой, искренне удивляются, почему Россия не хочет создавать зону свободной торговли.

Правда, последние заявления, сделанные Ющенко, демонстрируют, что в рядах украинских младореформаторов началась переоценка европерспектив Украины. Переоценка в том плане, что лобовая атака на Брюссель не удалась, и Европа ясно дает понять, что вступление Украины в ЕС дело дальнесрочной перспективы. В то время как существуют реальные экономические проблемы, которые сложно разрешить без России. Поэтому, нельзя исключать, что в ближайшее время, мы будем наблюдать некоторый откат назад, в сторону уменьшения жесткости противоречий с россиянами со стороны Украины.

Отмечу, что Украина может поспособствовать решению абхазского и приднестровского конфликтов. Особенно это касается конфликта в Приднестровье, на ход которого Украина имеет огромные рычаги влияния, начиная от многочисленной диаспоры с украинским гражданством, заканчивая методами экономического принуждения. Свое намерение играть более активную роль в Приднестровской проблеме Украина показала на саммите ГУУАМ, когда Ющенко озвучил предварительные пункты урегулирования данного вопроса.

Учитывая, что через Приднестровье шел огромный поток контрабанды, а новая власть сейчас всячески пытается его ограничить, решение Приднестровской проблемы получило прагматическую окраску со стороны Украины. Кроме того, на Украину давит Евросоюз, который не заинтересован в существовании «черной дыры» у своих границ. Поэтому, скорее всего, Приднестровская проблема будет решена до 2007 года, когда Румыния войдет в состав ЕС.



Юрий Романенко

Кремль.Орг, 17 мая 2005 года




Предыдущие материалы из раздела
Карасьов вважає, що криза має подружити Україну і Росію
27.12.2008, 13:26
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим КАРАСЬОВ вважає, що Україна має перейти на новий етап розвитку відносин з Росією, який повинен ...
Тимошенко відчуває подих відставки - політолог
27.12.2008, 12:33
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим КАРАСЬОВ вважає маловірогідним створення коаліції у Верховній Раді наступного тижня. Таку думку ...
Политолог: Украина пойдет в НАТО «другим путем»
27.11.2008, 13:37
КИЕВ, 27 ноября. Украина пойдет в НАТО «другим путем». Как сообщает корреспондент «Росбалта», об этом заявил политолог Вадим Карасев на ...
Украина между политическим параличом и экономическим кризисом
27.11.2008, 13:00
Сегодня в Le Monde опубликована статья, посвященная политическим и экономическим трудностям Украины. Вот уже год украинская экономика охвачена ...
Эксперты: избрание спикера ВР затянется
26.11.2008, 12:12
Эксперты сомневаются в избрании председателя Верховной Рады 2-5 декабря. Повторное избрание бывшего председателя парламента, депутата от фракции ...
Украина не отказалась от переговоров по вступлению России в ВТО, как сообщалось в прессе
26.11.2008, 11:49
Заместитель министра экономики Валерий Пятницкий называет неправдивой информацию о том, что якобы Украина отказалась от двухсторонних переговоров ...
Аналитика
 Архив





ERROR
Your query: INSERT INTO _classsys_stat VALUES('','/analytics/632/','38.103.63.55','','1228153366')
MySQL said: Table './iglscomu1/_classsys_stat' is marked as crashed and should be repaired