Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
14.04.2003, 16:29


Рейтинги в аргументах партийных стратегий


Загруженные файлы


Смотр партийных рядов, идеологий, стратегий, лидеров на прошедших партийных форумах имел своей целью оценить потенциал партийных ресурсов и, возможно, выявить скрытые резервы на будущую президентскую кампанию.

Обозначить основную проблему, которая встала почти перед всеми политическими партиями, можно как закрепление европейской тенденции на партийность выборов (в том числе и перспективы партийности президентских). А отсюда и необходимость решения множества задач, основные из которых: поиск адекватной модели партийного строительства, изменения тактики, инструментария и стратегии политической борьбы, формирования лидерского капитала качественно нового типа. Последние социологические замеры рейтингов партийных лидеров в качестве кандидатов на президентские выборы для политических партий можно рассмотреть как обоюдный показатель силы партии и влиятельности лидера. Хотя очевиден и тот факт, что в одних случаях рейтинг основывается на оценке качеств лидера, а в других – на показателе партийной идентичности. Потому кандидатские рейтинги можно рассмотреть и в качестве аргументов для стратегического планирования процесса строительства политических партий.

Социологические рейтинги выполняют важную функцию – они конструируют лидеров мнения в избирательной кампании и создают определенный «призерский» имидж кандидата. В связи с этим, социологические оценки важны для анализа поведения и позиций партийных лидеров с точки зрения президентской избирательной стратегии. Оговаривая слабую релевантность опубликованных рейтингов за полтора года до выборов, а также учитывая относительную заангажированность социологических фирм на конкретных претендентов в кандидаты, все же воспользуемся возможностью дать предварительные оценки.

Социологическую информацию, которая была предоставлена следующими центрами: Українське демократичне коло, Імідж-контроль, Київський міжнародний інститут соціології (КМІС), Центр Разумкова, можно разделить на три части. Первая – это собственно президентские рейтинги, второй вид информации – показатели доверия к претендентам и, наконец, то, как респонденты оценивают шансы претендентов на призовые места. При анализе электоральных рейтингов важно не только выявить лидеров мнения, но и просчитать вероятное соперничество, так сказать минимально- и максимально выигрышных соперников. В случае президентских выборов важно также оценить возможности игроков на второй тур и их шансы на победу во втором туре.

Феномен высокого президентского рейтинга Виктора Ющенко, который находится в рамках статистической погрешности на отметке 23-28%, интересен скрытой своей природой. Стоит отметить, что измеренный уровень доверия Ющенко в два раза выше и достигает планки 50% (диаграмма 2). Существующий разрыв можно проинтерпретировать как преобладание оценок чисто личностных качеств лидера «Нашей Украины» над оценками его фигуры как политика, которому можно делегировать президентскую ответственность. Однако высокий рейтинг доверия часто интерпретируют как достаточный электоральный потенциал. И стратегия Ющенко, направленная на мобилизацию не только своих сторонников, и не только оппозиционно настроенных избирателей является в этом случае вполне оправданной. Другими словами, стратегия, выраженная в формуле – мобилизация доверия, может дать Ющенко шанс стать центровым кандидатом, что в условиях двухтуровости президентских выборов станет гарантией победы. Риск же заключается в том, что готовность поддержать Ющенко на выборах на основе доверия дает ему большие шансы на выход во второй тур, но вот для победы во втором туре одного доверия будет недостаточно. Во втором туре, когда есть два реальных кандидата, между которыми необходимо сделать выбор, избиратель будет оценивать профессионализм кандидатов и их способность управлять страной. И здесь для Ющенко важна как фигура соперника, так и собственное позиционирование – оценят ли его избиратели как политического лидера в самом широком смысле?

Петр Симоненко, занимая в рейтингах второе место, в то же время постоянно рискует оказаться третьим, то есть остаться кандидатом первого тура. С одной стороны, лидер коммунистов почти вдвое идет в отрыве от Ющенко (11-16% в сравнении с 23-28% последнего), а с другой – достаточно большой разрыв между президентским рейтингом и уровнем доверия, учитывая ограниченность электорального прироста, не дает ему уверенности во втором месте. Дилемма Симоненко еще и в том, что его «призвание» быть кандидатом-одиночкой. И с позиции политических альянсов он может рассчитывать только на левые карликовые партии.

Парадоксально выглядит на первый взгляд третья позиция Юлии Тимошенко в сводном президентском рейтинге (диаграмма 1). Несмотря на то, что третье место она получила только в опросе «Українського демократичного кола», ее стабильный показатель на уровне 7-8% удерживает ее в числе призеров. У лидера БЮТ позиция интересна тем, что, имея свой электоральный локус и небольшие шансы на второй тур, Тимошенко может объявить о поддержке Ющенко во втором туре, и тем самым ее торг за определенный пост будет иметь и конкретную электоральную цену.

Феномен Александра Мороза, имеющего высокий уровень поддержки и низкий электоральный рейтинг, сродни синдрому Григория Явлинского, который на протяжении нескольких лет стабильно получал наивысшие или одни из наивысших показателей доверия и в то же время отличался низким электоральным рейтингом. Проблема Явлинского неоднократно привлекала внимание российских социологов (исследования Юрия Левады и др.). Как и в случае с Явлинским причины данного явления вряд ли стоит искать в слабой партийной организованности или программно-идейной непоследовательности. Дело, по-видимому, в разной природе доверия и электоральной поддержки. В данном случае речь идет о доверии, основанном на оценке человеческих качеств (интеллект, нравственность и т.д.) и отсутствием намерения наделить такого человека властными полномочиями. Кроме этого, для Мороза после неудачного участия в последних президентских выборах, в первую очередь в плане получения дивидендов, грядущие выборы – последний шанс серьезного политического торга с коллегами по оппозиции.

Появление в президентском рейтинге “Імідж-контролю” Виктора Медведчука на третьем месте с показателем в 10,4% можно оценить как первую заявку на то, что фактор Медведчука станет одним из весомых на предстоящих выборах. И считаться с этим фактором придется, прежде всего, конкурентным группам в окружении Президента. Проблема выдвижения единого кандидата от «партии власти», как показал съезд СДПУ(о), становится ключевой для партии и ее лидера. Именно стремление возглавить процесс конструирования «единого кандидата» стоит первой строчкой в избирательной повестке дня эсдеков.

Итак, социологические разведки будущих кандидатов, полученные сейчас, - это лишь оценки рейтингов на момент опроса, и говорить о прогнозных цифрах рано. В то же время шансы на победу респонденты пока что безоговорочно отдают Ющенко – 42%. Стоит заметить, что тот же “Імідж-контроль” отметил такую особенность сторонников Ющенко. Это избиратели, жизнь которых не ухудшилась, но которые оценивают ситуацию в стране как напряженную. Другими словами, такого рода электоральное поведение, называемое в электоральной социологии социотропным, демонстрирует, с одной стороны, отсутствие протестного поведения, с другой стороны – обеспокоенность за социально-экономическую ситуацию. То, что социотропно настроенные избиратели отдают свои симпатии Ющенко, подтверждает выводы социологов о том, что предвыборные ориентации населения формируются не в последнюю очередь на основе оценок конкретных действий того или иного политика. Потому важным стратегическим критерием для всех претендентов должна стать избирательная повестка дня, состоящая из конкретных дел, причем не для собственного имиджа, а для избирателя.

glavred.info, 14.04.03  




Предыдущие материалы из раздела
Україні і Росії радять "заморозити те, що дратує"
27.11.2008, 14:00
Україно-російські відносини необхідно негайно нормалізувати, вважає директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов. "Ненормально, що ці ...
Украина между политическим параличом и экономическим кризисом
27.11.2008, 13:00
Сегодня в Le Monde опубликована статья, посвященная политическим и экономическим трудностям Украины. Вот уже год украинская экономика охвачена ...
Эксперты: избрание спикера ВР затянется
26.11.2008, 12:12
Эксперты сомневаются в избрании председателя Верховной Рады 2-5 декабря. Повторное избрание бывшего председателя парламента, депутата от фракции ...
Украина не отказалась от переговоров по вступлению России в ВТО, как сообщалось в прессе
26.11.2008, 11:49
Заместитель министра экономики Валерий Пятницкий называет неправдивой информацию о том, что якобы Украина отказалась от двухсторонних переговоров ...
Взыскание газового долга с Украины связано с ослаблением позиции Юлии Тимошенко - эксперт
20.11.2008, 18:54
Санкт-Петербург. Взыскание Россией газового долга с Украины связано с пошатнувшейся политической позицией Юлии Тимошенко. Такое мнение высказал ...
Верховная Рада соберется на пленарное заседание
20.11.2008, 08:57
В четверг, 20 ноября, состоится пленарное заседание Верховной Рады Украины, сообщает пресс-служба парламента.Напомним, в Верховной Раде Украины во ...
Аналитика
 Архив





ERROR
Your query: INSERT INTO _classsys_stat VALUES('','/analytics/64/','38.103.63.55','','1228151006')
MySQL said: Table './iglscomu1/_classsys_stat' is marked as crashed and should be repaired