Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
24.08.2005, 11:05


Литвин прошел кремлевский кастинг на роль переговорщика


Вадим Карасев , директор Украинского Института глобальных стратегий комментирует попытки украинских политиков заполнить вакуум, возникший в отношениях с Россией после обновления политической элиты Украины.

- Визит Владимира Литвина в Москву вызвал неоднозначную реакцию на Украине. Можно ли сказать, что Литвин стремится сблизиться с Россией для реализации собственных политических целей перед парламентскими выборами 2006 года?

- Литвин, прежде всего, не хочет, чтобы Украина отдалялась от России, и чтобы была утеряна прагматическая основа в российско-украинских отношениях. Это и его личное желание, и желание той группы, которую он представляет. Эта группа состоит и из тех, кто вынужден был поддержать Майдан, вынужден был по тем или иным причинам поддержать Виктора Ющенко, а также из тех, кто занимал нейтральную позицию в ходе «оранжевой революции», и даже из тех, кто в предыдущем политическом режиме занимал достаточно высокие статусные экономические и политические позиции. Я бы назвал это революционно-консервативной силой - парадоксальной смесью умеренных революционеров, умеренных майданщиков и консерваторов. По экономическим, политическим и культурным соображениям, а также, исходя из логики формирования на Украине властных отношений, они хотели бы не растерять прагматический и доверительный потенциал российско-украинских отношений. Они хотели бы создать новую, а скорее, существенно откорректировать старую платформу российско-украинских отношений, так как сегодня фактически российско-украинских отношений как таковых нет.

Есть отдельные контакты отдельных политиков, которые используют российский фактор во внутриполитических украинских целях, причем как антироссийских, так и пророссийских целях. Есть отдельные, локальные пока, конфликты в черноморско-флотском направлении, есть отдельные кризисные или микрокризисные точки в области энергетики в отношении российского «Газпрома» c украинским «Нефтегазом» и есть контакты отдельных политиков. Но межгосударственных отношений, отношений, которые бы формировались на базе совпадающих во многом экономических, культурных и политических интересов двух стран - нет.

- Это результат «оранжевой революции» или результат действий нового режима?

- Межгосударственных отношений между Россией и Украиной не было и при предыдущем политическом режиме, поскольку российско-украинские отношения строились больше не на основе межгосударственного взаимодействия, а через неформализованные и неманифестируемые союзы элит, причем высших элит. Это были отношения, причем, достаточно плотные и интенсивные президентов двух стран, администрации президентов, других политических и административных структур, которые курировались и контролировались президентским центром принятия властных решений. Но после «оранжевой революции» на Украине пришла к власти новая политическая элита, новый президент, новые политики. Фактически пока не сформирована в системном выражении ни президентская власть, ни государственная власть вообще.

- А каким образом это сказывается на позиции Виктора Ющенко и его команды?

- Сейчас в российско-украинских отношениях существует некий вакуум, который пытаются заполнить ряд политиков. Они предлагают свою собственную политику, пытаются предложить и президенту Ющенко, и украинским элитам, и украинскому обществу свое видение украинской политики в российском направлении. На заполнение этого вакуума претендовала Юлия Тимошенко, Петр Порошенко, Зинченко, безусловно, сам президент Украины. Ющенко в начале своего президентского срока встречался с Владимиром Путиным и также пытался сконструировать некоторые основы новых отношений. Однако все это пока носит скорее случайный и автономный характер, характер персональной самостоятельности. Он пока не основывается на какой-то уже устоявшейся и более или менее стабильной концепции и платформе, с которой бы украинская дипломатия могла бы выстраивать отношения с Россией.

- Какова роль Литвина в этом процессе?

- По сравнению с перечисленными политическими фигурами Литвин является наиболее желательным и наиболее приемлемым партнером для России и российского руководства. Литвин в какой-то степени воплощает в себе умеренно-консервативный тренд постреволюционной ситуации в украинской постреволюционной элите, он хорошо знает внутреннюю технологию российско-украинских отношений, поскольку возглавлял, в свое время, администрацию президента Украины, он умеренный, рациональный и сбалансированный политик. Однако самое главное - вес Литвина сегодня в украинских элитах становится все более весомым потому, что все предыдущие номинанты на курирование российского направления президентской украинской политики - Тимошенко, Порошенко, Зинченко - по тем или иным причинам не смогли пройти и внутриукраинский, и кремлевский кастинг на выполнение этой роли.

Понятно, что отношения Ющенко и Путина не будут такими плотными, интенсивными, контактными как отношения Путина и Кучмы. Проблема тут и в разных культурных установках, в ментальных кодах. Очевидно, все-таки революционные гены украинской власти и появление нынешней элиты на украинской политической сцене будут таким незримым барьером для установления плотных и очень доверительных отношений двух президентов. Путин и Ющенко - ментально очень разные люди, психологически разные люди и это тоже будет мешать установлению какой-то атмосферы психологического доверия и психологической близости. Кучма, являлся представителем еще советского поколения. Это сближало Путина и Кучму.

- А Ющенко не такой политик?

- Ющенко абсолютно не советский человек и абсолютно не постсоветский человек. Это одна из причин, по которой невозможно установить интенсивную дипломатию двух президентов, которая бы смогла стать стабильной основой российско-украинских отношений и стимулировать их прогресс.

Но, поскольку, прагматические компоненты из украинских национальных интересов никто не отменял, и, поскольку российское направление украинской экономической дипломатии составляет именно этот прагматический компонент украинской внешней политики, то для Украины важно создать или воссоздать прагматическую основу российско-украинских отношений. И для президента Ющенко возможно эта задача сегодня выглядит в какой-то мере императивной. Он понимает, что на российском направлении в украинской дипломатии есть ряд серьезных пробелов. МИД ориентирован на западно-евраатлантические структуры, тем более что МИД возглавляют классические национал-демократические политики - Тарасюк, Бутейко. Политики новой волны - Тимошенко, Зинченко, Порошенко - по ряду моментов, в том числе, и в связи с рядом личных характеристик, особенностей бизнесовых интересов и особенностей политического стиля, тоже вряд ли пригодны на роль основного важного и приемлемого коммуникатора в диалоге с российским руководством.

Поэтому все-таки российская дипломатия Литвина, это не только и не столько его личная политическая дипломатия, не только его дипломатия как главы Верховной Рады. Его персональная дипломатия опирается на потребность в создании прагматических отношений с Россией, прежде всего, со стороны президента Украины. Очевидно, она согласована и одобрена президентом Ющенко. Можно даже сказать, что последняя поездка Владимира Литвина, его встречи с российским руководством, с президентом России - это возможно одна из последних серьезных ставок в игре на воссоздание праграматических партнерских отношений Украины и России и, прежде всего, в области экономической дипломатии.

- Какого политика Россия хотела бы видеть в качестве переговорщика?

- Российскому руководству нужен предсказуемый, не вовлеченный в нынешние бизнесовые и политические войны политик. Политик, который обладает хорошим социологическим рейтингом и авторитетом в среде политических элит. Он должен иметь достаточно интенсивные контакты с президентом и доверительные отношения с ним, должен пользоваться уважением у политиков и у избирателей, независимо от того, кто был на какой стороне осенью-зимой 2004-2005 гг. Для России оптимальным вариантом является политик «серединного» типа - рациональный, умеренный и в то же время, не связанный напрямую с нынешней оппозицией, не замешенный в коррупционных скандалах, которыми полнится украинская столица и украинское общество. Литвин не из «оранжевых», тем более не из «радикально оранжевых», хотя при этом он понимал всю необходимость неизбежных перемен, которые произошли на Украине.

В то же время Литвин и не из оголтелых «бело-голубых», которые мыслят еще во многом в русле реваншистской логики. Литвин не из тех, кто бежит впереди прогресса и хочет быть «святее папы римского», особенно на дипломатическом направлении, и который бы форсировал задачи евроинтеграции и так далее. В то же время, это политик, который не в восторге от тех идей и проектов, которые часто выдвигают или предлагают на украинском рынке, - идей восточно-украинской элиты и новой оппозиции: двойное гражданство, два государственных языка и так далее. То есть, Литвин, он не прозападный и не прорусский, в этом смысле он занимает такую «серединную» позицию, пользуется уровнем доверия как на Западе Украины, так и на Востоке.

- Стремится ли Россия получить в лице Литвина нового союзника во властных верхах Украины?

- Контакты с Литвиным не носят политизированного характера со стороны России и российского руководства. И тем более не могут быть восприняты как поддержка той или иной политической силы в украинском предвыборном и в целом политическом процессе. Контакты с Литвиным как раз менее всего политизированы, они не выглядят как политические ставки со стороны России и действительно смотрятся как отношения, которые идут поверх текущей украинской политической и электоральной конъюнктуры. Они выглядят, как попытка найти серьезных посредников в украинском политическом истэблишменте, которые могли бы выстроить российско-украинские межгосударственные отношения.

"Кремль орг", 24 августа 2005 года.




Предыдущие материалы из раздела
Иран вне санкций: как изменится глобальная игра
05.04.2015, 17:05
В четверг на мировом энергетическом рынке произошла своего рода революция, последствия которой будут проявляться не один год, и не только в сфере ...
Шантаж Яценюка
07.07.2014, 13:30
Политолог Вадим Карасев раскрывает сложные отношения между правительством и Верховной Радой. — Почему между Кабинетом министров и парламентом ...
На ближайших выборах Порошенко и Ляшко могут поделить избирателей между собой, – Карасев
02.07.2014, 13:08
Основной вопрос сегодняшней политической повестки – это способ разрешения конфликта на востоке. Об этом заявил директор Института глобальных ...
Російська імперія доживає своє – Карасьов
02.07.2014, 13:05
Гості «Вашої Свободи»: Вадим Карасьов, директор Інституту глобальних стратегій; Леся Яхно, директор Інституту національної стратегії ...
В Донецке прошли первые переговоры официальных представителей Украины, России, ОБСЕ и лидеров ополченцев
24.06.2014, 12:39
На переговоры в здание донецкой облгосадминистрации, по сообщению «РИА Новости», прибыли посол России в Киеве Михаил Зурабов, спецпредставитель ...
Экспертный совет: Когда пройдут парламентские выборы?
23.06.2014, 13:16
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев называет равными шансы того, что перевыборы в ВР пройдут осенью этого года или весной будущего: ...
Аналитика
 Архив