Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
05.10.2005, 18:56


Чего ждать от правительства Юрия Еханурова?


Кабинет стал более компетентным. Но решение стратегических задач – не его парафия .

Формируя новое правительство, Виктор Ющенко, по-видимому, ставил перед собой несколько целей. Первая – блокировать негативные тенденции в экономике и социальной сфере. Вторая – сформировать ядро новой президентской бюрократии, создать номенклатуру, которая могла бы более профессионально реализовывать цели, которые ставят политики. Третья – существенно обновить свое окружение, выдвинуть людей второго эшелона поддержки. Четвертая – укрепить бюрократические позиции «НСНУ», что особенно важно в преддверии парламентских выборов, а также – поставить премьером преданного президенту и партийному делу политика. Не исключаю, что была еще одна цель – сохранить коалицию «Нашей Украины» формата 2002 года на 2006 год. Наверное, именно поэтому остались на постах Виктор Пинзеник, Борис Тарасюк, Вячеслав Кириленко, то есть представители старых национал-демократических и национал-либеральных партий. 

Когда говорилось, что новое правительство, в отличие от предыдущего, должно быть профессиональным, похоже, подразумевалось не столько его компетентность, сколько не политичность. Оно производит впечатление более компетентного, чем правительство предыдущее. Но не настолько, чтобы можно было его характеризовать как правительство экспертов и технократов. 

Не политичность правительства заключается в его подчеркнутой не публичности. Это не правительство пиарного типа, не правительство, для которого характерно тесное сращивание пиара, публичной сферы, информационных поводов и политики. 

С другой стороны, сама не политичность правительства достаточно условна. В кабинет вошли социалисты, которые сохранили свои посты, представители ПРП, УНП, НРУ. Основной партией правительства является «НСНУ», присутствует немало функционеров этой партии, начиная от Юрия Еханурова и Романа Безсмертного, и заканчивая министром Кабинета Министров Богданом Буцой. Такое сочетание дает основание говорить о коалиционности правительства. Хотя это не классическое политическое правительство, которое формируется по результатам выборов партий в парламент, где участники коалиции несут политическую ответственность за результаты экономического курса. 

Кроме того, правительство Еханурова не может быть полностью профессиональным и не политическим, поскольку это еще и предвыборное правительство. Участие в выборах будут принимать не только министры-социалисты - сам премьер-министр, судя по всему, возглавит список «НСНУ». 

При формировании нового Кабмина частично удалось, частично нет добиться размежевания власти и бизнеса. Тут можно выделить две проблемы: размежевания бизнеса и политики и размежевания бизнеса и власти. Бизнес и политику размежевать невозможно. Другое дело - бизнес и власть. Эта проблема возникает, когда бизнесмен становится госслужащим высокого ранга, и когда фактически нельзя провести границу, где его действия как руководителя бизнеса, а где – как госслужащего. В этом смысле бывшее правительство, как и новая власть в целом, характеризовалось тесным соединением бизнеса и власти, причем соединения такого, которого даже не было при предыдущем олигархическом режиме Леонида Кучмы. Поскольку новые бизнесмены-политики - Петр Порошенко, Александр Третьяков, Давил Жвания, Евгений Червоненко, пришли непосредственно на государственные посты, так называемое «окружение президента» фактически овладело ключевыми государственными должностями в Украине. После того, как был отправлен в отставку Порошенко, и в новое правительство не попали Червоненко и Жвания, стало возможным говорить, что проблема разделения бизнеса и власти в стране начинает решаться. Хотя с другой стороны, достаточно сомнительным стало назначение бывшего Закарпатского губернатора Виктора Балоги на пост министра по чрезвычайным ситуациям. Все знают его бизнес-интересы, особенно в Закарпатье. Зачем было ставить его на такой ресурсоемкий пост, остается не понятным. Тем более, одновременно клянясь разделить бизнес и власть в новом правительстве 

Вряд ли можно говорить, что кадровый состав нового правительства адекватен тем вызовам, которые стоят перед страной. В данном случае президент ставил перед собой задачу дать ответ не столько на долгосрочные вызовы, сколько на вызовы краткосрочного и среднесрочного порядка. Сейчас стратегия одна – сохранить власть, электорат и ведущие политические позиции по результатам выборов 2006 года. И лишь потом могут быть сделаны попытки разобраться с более фундаментальными проблемами, стоящими перед Украиной. 

Парламентское большинство после выборов, скорее всего, сформируется с участием партии президента. Но возможны различные комбинации. Очевидно, что до выборов правительство Еханурова доживет. А дальше – все будет зависеть от показателей «НСНУ» или блока Виктора Ющенко. Если они окажутся внушительными, премьер-министром, не исключено, вновь станет Ехануров. Но могут быть и другие ситуации. Например, когда премьером станет Виктор Янукович или Александр Мороз. В этом случае комбинация политических сил и конструкция новой парламентско-президентской власти окажется менее комфортным для проведения самостоятельной политики со стороны президента. 

Среди отличий правительства Еханурова от предыдущего – за ним не надо будет «наблюдать». Оно само состоит из «наблюдателей», под прицелом которых находилась экс-премьер Юлия Тимошенко. За Тимошенко ведь смотрел не только Порошенко, но и Безсмертный, и тот же Ехануров. «Наблюдать» будет, разве что сам Президент, который понимает, что нужно быть в политическом процессе, а не над ним. Но особого надзора не нужно, потому что во главе правительства стоят лояльные и преданные Виктору Ющенко политики.

"DailyUa", 05 октября 2005 года.




Предыдущие материалы из раздела
Иран вне санкций: как изменится глобальная игра
05.04.2015, 17:05
В четверг на мировом энергетическом рынке произошла своего рода революция, последствия которой будут проявляться не один год, и не только в сфере ...
Шантаж Яценюка
07.07.2014, 13:30
Политолог Вадим Карасев раскрывает сложные отношения между правительством и Верховной Радой. — Почему между Кабинетом министров и парламентом ...
На ближайших выборах Порошенко и Ляшко могут поделить избирателей между собой, – Карасев
02.07.2014, 13:08
Основной вопрос сегодняшней политической повестки – это способ разрешения конфликта на востоке. Об этом заявил директор Института глобальных ...
Російська імперія доживає своє – Карасьов
02.07.2014, 13:05
Гості «Вашої Свободи»: Вадим Карасьов, директор Інституту глобальних стратегій; Леся Яхно, директор Інституту національної стратегії ...
В Донецке прошли первые переговоры официальных представителей Украины, России, ОБСЕ и лидеров ополченцев
24.06.2014, 12:39
На переговоры в здание донецкой облгосадминистрации, по сообщению «РИА Новости», прибыли посол России в Киеве Михаил Зурабов, спецпредставитель ...
Экспертный совет: Когда пройдут парламентские выборы?
23.06.2014, 13:16
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев называет равными шансы того, что перевыборы в ВР пройдут осенью этого года или весной будущего: ...
Аналитика
 Архив