Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
12.01.2004, 19:22


Янукович и Медведчук пойдут на выборы вместе


В президентском заезде и со стороны власти, и со стороны оппозиции будут участвовать «тройки» — связки кандидатов на посты президента, премьера и спикера, считает, политолог, директор Института глобальных стратегий (ИГлС) Вадим Карасев. В противном случае, заверил он «Контракты», ни у власти, ни у оппозиции нет шансов прийти к финишу этого заезда первыми.

Опять тройки

— Если судить по заявлениям ряда пропрезидентских политиков о намерениях участвовать в выборах, то единого кандидата от власти не будет. Вы с этим согласны?

— Ровно наполовину. Потому что от основных политических массивов, определяющих украинскую политику — власти и оппозиции — должны быть единые кандидаты на президентский пост.

— Однако в 1999 году было 15 претендентов...

— Сейчас на самостоятельную президентскую кампанию из серьезных игроков не пойдет никто. В оппозиции этого не произойдет потому, что 20% рейтингового запаса Ющенко не позволяют ему идти на выборы самостоятельно. У власти тоже нет консолидированной «надэлитной» фигуры, первенство которой смиренно приняли бы элитные группировки.

— Почему же нет — а действующий Президент Леонид Кучма?

— Элиты понимают сегодня, что это не самый удачный вариант с разных точек зрения — и с внешней, и с внутренней. И не думаю, что его можно рассматривать в качестве реального и тем более серьезного (в смысле варианта). Поэтому способ ведения президентской кампании будет осуществляться коллективными группами — кооперативно. И со стороны власти, и со стороны оппозиции сценарий «кандидатского пакета» является проходным. У оппозиции может быть что-то напоминающее грузинский вариант. Этот вариант предполагает наличие лидирующего по рейтингу кандидата и его «ассистентов», голоса которых помогут ему победить. В Грузии это тройка Саакашвили — Жвания — Бурджанадзе. В Украине — Ющенко (президент) — Тимошенко (премьер) — Мороз (спикер). Это должна быть изначальная договоренность. В противном случае — когда на выборы идут конкурирующие коллеги по оппозиции — таких шансов у Ющенко и Ко практически нет. Та же ситуация и у власти: у нее нет единого фаворита и лидера.

— А чем Янукович не фаворит?

— Во-первых, он не единоличный лидер. Во-вторых, без поддержки других корпоративных групп из власти он не сможет выиграть. Если он попытается это сделать, другие группы и элиты могут поставить на иных реальных кандидатов. То есть у власти нет признанного единоличного лидера, который мог бы мобилизовать элитные и электоральные массы на победу. Янукович может достигнуть успеха, если: а) другие элитные группировки согласятся с его кандидатурой и б) они найдут свое место в новом властном пуле. Поэтому возможны варианты, когда изначально на стороне власти будет формироваться «коллективное кандидатство», которое будет включать в себя изначально распределенные посты президента, премьера и спикера. К примеру, если президентский пост занимает Виктор Янукович, то кресло спикера остается у Владимира Литвина, а премьер — Виктор Медведчук. Возможны и иные варианты.

— Но ряд провластных политиков уже заявили о своей готовности при любых раскладах участвовать в выборах — к примеру, лидеры НДП Валерий Пустовойтенко и «Трудовой Украины» Сергей Тигипко.

— Я думаю, что это предварительные самозаявки, дабы обозначить верхнюю планку во внутрикорпоративных торгах по поводу места в проекте «коллективного кандидата».

— Будут, наверняка, и другие желающие. В любом случае всем места в проекте «коллективного кандидата» не хватит.

— Конечно, будут какие-то «фоновые кандидаты». Будут и кандидаты-«грызуны», задача которых «отгрызать» куски электората у лидеров. Но эти функции — сугубо служебные по отношению к «коллективным кандидатам». И в таком качестве ни Тигипко, ни Пустовойтенко я бы не рассматривал. У Тигипко будет очень простой выбор: идти самостоятельно, рассчитывая на жалкие итоговые 2-3%, или удачно разместить свои активы в ЗАО «Коллективный кандидат-2004». Можно спрогнозировать, что для Тигипко выбор будет сделан в пользу «кооперативного» варианта. То же самое касается и Пустовойтенко.

— Могут ли от разных политико-финансовых групп (Партии Регионов, эсдеков, «трудовиков») появиться свои варианты таких ЗАО?

— Нет, поскольку ни одна политическая сила в качестве самостоятельной, автономной и суверенной выиграть не может. Выход — в поиске «коллективных суверенностей».

— В процессе создания «коллективного кандидата» необходим координатор. Похоже, на эту роль активно претендует Виктор Медведчук, который уже сейчас выполняет роль «антикризисного менеджера» при действующем Президенте.

— Думаю, что роли будут распределены. Во многом они будут зависеть от президентского рейтинга. Поскольку рейтинговым лидером от власти является Янукович, то ставка будет делаться на него. А остальные будут выполнять менеджерские функции, предоставлять ресурсы — медийный, технологические и так далее. То же самое и в оппозиции. Пока есть контуры проектов, но нет технического задания и бизнес-планов для их реализации — они только начинают формироваться. У власти, в отличие от оппозиции, нет рейтингового запаса своего кандидата, поэтому у нее процесс создания такого проекта начался раньше, и именно в нем она видит возможность переиграть оппозицию. Пока ей это удается.

«Цепь для оборотня»

— Когда можно будет говорить о конкретных персоналиях в связках «президент–премьер–спикер»?

— После окончания процедурного этапа политреформы. К апрелю она в любом случае завершится — либо с положительным результатам, либо с никаким. Нужно заметить, что если власть проведет политреформу с избранием всенародно президента на полтора года, это не ломает ее игру. Но ломает игру Ющенко. Даже если он победит на выборах, то при нынешней внедренности элитных групп в структуры власти ему будет очень трудно реализовать свою предвыборную программу. Чтобы оправдать свой президентский мандат, Ющенко за эти полтора года нужно будет «прочистить» силовые структуры, администрации, госструкутры. Это нереально: за пять лет можно что-то сделать, за полтора — нет. Мало того, что это технически неподъемная задача, так это еще и создание против себя фронта «элитного сопротивления».

— Если в октябре этого года выиграет кандидат от власти, то он наверняка попытается сделать все, чтобы остаться при власти и после 2006 года?

— Совершенно верно, он будет пытаться. Но ему не дадут провести сколько-нибудь значимые перемены. Прежде всего, потому, что у него мандат на эти преобразования будет слабый, основанный не столько на плебисцитарном лидерстве, сколько на «гешефте» властных элит. Узость этого мандата, конечно, будет сковывать инициативу, ресурсы и силы. Тем более, если президентом станет политик, не принадлежащий к ресурсно сильным политическим силам.

— А разве такое возможно?

— Я имею в виду Партию Регионов со своим кандидатом Януковичем, которая не обладает сильным организационным и медийным ресурсом — в основном он у СДПУ(О). Вот и получается, что такой политик будет скован внутриэлитной «цепью». Элита себя страхует от возможных рисков появления «оборотня», который, заняв пост президента, может начать свою игру.

— Возможен ли будет союз некоторых групп правящей элиты с Ющенко?

— Сегодня уже никакого сближения власти с Ющенко не будет — лидер НУ сам отрезал себе все пути для этого. Тем более, если будет принят сценарий коллективных кандидатов. В таком случае власть может не договариваться с Ющенко. Она скорее договорится внутри себя и застрахует себя и от Ющенко, и от возможных перебежчиков из своего стана, и от «элитных оборотней».

С новым, 2006 годом!

— А вы не переоцениваете способность украинских правящих групп самим договариваться о важных вопросах?

— В данном случае степень самоорганизации элиты определяется не моральными императивами и политическими идеалами, а основным инстинктом власти — политического выживания. Поэтому при возникновении серьезной опасности наша элита на инстинктивном уровне сумеет договориться.

— До этого подобные договоренности достигались лишь при обязательном посредничестве гаранта — Президента.

— На этот раз гарантии — в запредельно высокой цене автономной игры. Речь идет не только о банальном экономическом и политическом выживании, но и о политических ориентациях страны.

— И в итоге вместо старого Кучмы получим Кучму нового, на сей раз коллективного?

— Совершенно верно.

— С той же эффективностью работы? Или даже меньшей — при принятии любого решения нужно будет постоянно оглядываться на партнеров «по связке»?

— Сейчас об этом никто не думает, все играют в «короткую игру». «Короткая игра» проводится в два гейма: октябрь 2004 года и март-апрель 2006-го. Ключ к своему светлому будущему правящая элита нашла в парламентско-президентской республике. Но сейчас никто, по большому счету, не думает о возможных проблемах, которые возникнут после этих геймов.

— Как вы оцениваете позицию Президента Кучмы в процессе определения кандидата от власти?

— Он будет, конечно, контролировать этот процесс. Пока он рассчитывает на то, что Медведчук проведет реформу. И выборы 2004 года пройдут в формате, не оставляющем шансов Ющенко, и одновременно не дающем повода международным игрокам обвинять его в авторитаризме и нечестных выборах. Но это не значит, что у Президента нет запасных вариантов игры, если реформа даст сбой или в подведомственном ему элитном стане разовьются тенденции сепаратизма. Хотя не думаю, что они четко продуманы. Дело в том, что российский вариант «Преемник» по ряду причин в Украине реализован не будет. В то же время, Президент стремится избежать повторения в Украине грузинского сценария.

— На ваш взгляд, власть будет добиваться победы на выборах-2004 теми же методами, что и в 1999 году?

— Я думаю, что президентские выборы-04 станут лишь взятием важного барьера перед выборами парламента в 2006 году и формированием новой политической системы. И, значит, админресурс существенно потеряет в цене. Если весной реформа наберет 300 голосов, все начнут готовиться сразу к парламентским выборам 2006 года.

Беседовал Андрей МИСЕЛЮК

Деловой еженедельник "Контракты"




Предыдущие материалы из раздела
Развод по-украински
18.07.2006, 19:08
Последние события в Киеве из Москвы представляются неким хаосом. Может быть, потому, что в России их некому пока адекватно описывать. Даже по недавно ...
Конституция – это политическое тело государства, и оно должно иметь свои органы
03.07.2006, 16:52
В последнее время все чаще ведутся разговоры о том, что нынешняя Конституция Украины 1996 года устарела и ее надо менять. Так ли это? Бесспорно, ...
Проход по минному полю с преследователем за плечами
30.06.2006, 13:18
«Оранжевое» парламентское большинство наконец-то создано. Но ситуация в украинском политикуме остается крайне сложной и оттого интересной. О том, ...
ГУАМ всегда будет дополнительным институтом к СНГ
22.05.2006, 15:20
22 мая в Киеве пройдет саммит союза государств Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия (ГУАМ). О саммите рассказывает Вадим Карасев, директор ...
Мороз не стоятиме на заваді Тимошенко-прем’єрові
19.05.2006, 15:20
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов говорить про причини затягування часу з боку ”Нашої України” та впевнений, що на сьогодні її ...
«Вторая пятерка – не аутсайдеры».
12.05.2006, 16:44
Политолог и главный политтехнолог партии «Виче» Вадим Карасев утверждает, что проведенной избирательной кампанией доволен. Хоть политическая сила и ...
Мониторинг

Мониторинг