Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
07.03.2006, 18:10


Конфликт Украины и ПМР означает экономическую блокаду Приднестровья


О Конфликте Украины и Приднестровья рассказывает Вадим Карасев ,  директор Украинского Института глобальных стратегий

- Чем обусловлены меры в отношении Приднестровья со стороны Украины,  и почему ваше государство идет в обход ранее достигнутых соглашений?

- Я бы не сказал, что действия Украины идут в обход ранее достигнутых соглашений, они как раз укладываются в русло украинской логики разрешения приднестровской проблемы. Более того, украинская позиция согласована с Европейским Союзом, с ОБСЕ и другими западными участниками процесса разрешения приднестровского конфликта. Дело в том, что создание совместных таможенных постов Украины и Молдовы на границе Украины и Приднестровья предполагалось согласно так называемому плану Ющенко. Именно такое совместное таможенное патрулирование, в кавычках, приднестровских границ Украины и Молдовы обговаривалось в ряде многосторонних и двухсторонних встреч Украины и ОБСЕ. В отличие от Московского меморандума 1997-го года, план Ющенко по урегулированию приднестровского конфликта в пятистороннем и шестистороннем формате предполагал одним из ключевых пунктов совместные посты. И вопрос только в том, почему Украина только сейчас приступила к реализации плана в этом пункте, тогда как контроль над таможенными границами Приднестровья со стороны Украины и Молдовы предполагалось осуществлять еще в конце 2005-го года.

 

- Как, по-вашему, насколько самостоятельно Украина приняла это решение?

- Термин  самостоятельно либо несамостоятельно очень условен, когда сам конфликт имеет несколько сторон и носит интернационализованный характер. Общеевропейские, евросоюзовские организации, США, Молдова, а затем и Украина изначально выступали за интернационализацию разрешения приднестровского конфликта. Понятно, что этот интернационал размораживания конфликта изначально предлагает координацию действий, если не кооперацию усилий. По моему мнению, Украина насколько могла самостоятельно оттягивала реализацию этого сценария по таможенному давлению на Приднестровье.

- Что выигрывают Молдова и Украина от так называемой интернационализации?

- Для Молдовы это поглощение индустриального Приднестровья и установление федерального и квазифедерального статуса Приднестровья на условиях Молдовы. Не говоря уже о политической составляющей этого конфликта, поскольку травматический опыт приднестровских событий начала 90-х годов напрямую либо последовательно сказывается на современном политическом опыте Молдовы.

Что касается Украины, то ее участие в разрешении приднестровского конфликта на стороне Европы и косвенная поддержка Молдавии - это некий тест на европейскость внешней политики Украины, тест на  тесное соответствие европейской риторике, внешнеполитическим акциям и инструментариям. Украина провозгласила план Ющенко по разрешению конфликта в  Приднестровье, и именно этот план был воспринят европейскими партнерами Украины. Поскольку большая часть граждан Приднестровья являются гражданами Украины или этническими украинцами, то такая ключевая промоутерская роль в депостсоветизации Приднестровья, то есть переводе ее с постсоветского статуса в какой-то иной, является вполне естественной, если не органичной. Тем более, что активное подключение к приднестровскому конфликту Украины делает немонопольной позицию России в разрешении приднестровского конфликта. Непроговариваемый тайный союз Украины и России по отношению к Приднестровью во времена президента Кучмы не позволял ни Молдове, ни Европе заняться реальным размораживанием конфликтов в так называемых непризнанных республиках. И до тех пор, пока существует Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, говорить о депостсоветизации восточноевропейского и черноморско-каспийского постсоветского пространства было бы преждевременно. На карту поставлена судьба не просто непризнанных постсоветских республик или их экономических и политических элит, идейно связанных с Россией, но и региональные конфигурации восточноевропейского и постсоветского пространства.

- Насколько ощутимы  экономические последствия данного конфликта для самого Приднестровья?

- Экономические последствия катастрофичны. Фактически, это экономическая блокада, в этой ситуации Приднестровье долго не протянет. Экономическая блокада - мощное политическое оружие, мощный ресурс политического давления на приднестровский режим и на президента Смирнова и, одновременно, стимул для оформления кристаллизации новой экономической, а затем и политической, оппозиции внутри Приднестровья и в новом приднестровском парламенте президенту Смирнову.

- Каковы, по вашему мнению, будут политические последствия конфликта?

- Ставка делается на то, чтобы вызвать недовольство внутри элиты Приднестровья, изменение в которой наметились после выборов в Верховный совет. Экономическая блокада учитывает внутреннюю борьбу между старыми и новыми элитами Приднестровья, в том числе, и экономически аффилированными группами приднестровских политических элит. Очевидно, катастрофический сценарий развития экономики Приднестровья после блокады призван убрать со сцены  старые элиты, которые крепко связаны с Россией, с Москвой, в пользу новых экономических и политических элит, которые предпочитают свободу маневра между Москвой, Киевом, Брюсселем и Кишиневом. В последнее время появились такие политико-экономические группы в Приднестровье, которые уже накануне и во время выборов в парламент Приднестровья публично и конфендинциально неоднократно выказывали свое неудовольствие относительно экономического монополизма смирновской группы приднестровской элиты.

- Каким образом должна вести себя Россия в данной ситуации, как она себя будет позиционировать?

- Я вижу несколько вариантов. Первый вариант - это юридический, связанный с необходимостью апеллировать к меморандуму 1997-го года, поскольку его никто не отменял, и он является работающим. Стать на сторону права - это эффективная позиция в политике, тем более, когда речь идет о правовой легитимности тех или иных шагов во внешней политике и в дипломатии, в частности.

Второй вариант -  активизировать работу на приднестровском направлении и еще раз обсудить не только правомерность, но политическую и экономическую целесообразность закрытия таможенных границ Приднестровья со стороны Молдовы и Киева.

Третий вариант. Проблема Приднестровья может быть внесена в более широкий контекст взаимоотношений России, Украины и Молдовы по газовой и торгово-экономической тематике. Поскольку в торгово-экономических отношениях между Россией и Молдовой, Россией и Украиной сегодня возникают критические точки, то, очевидно, можно согласиться на ряд политических и торгово-экономических разменов. Допустим, торговые уступки Молдавии и Украине со стороны России в обмен на координированные совместные дипломатические усилия по развязыванию узла приднестровской проблемы.

Четвертый вариант предполагает, что Россия более плотно приступит к работе с новыми приднестровскими элитами, не  делая односторонних ставок на режим Смирнова. Очевидно, российская дипломатия уже действует в этом направлении, но наиболее приемлемым вариантом были бы совместные усилия Россия и Украины по мягкому и плавному обновлению приднестровских элит. Несмотря на то, что Молдова, Украина, Россия и Приднестровье преследуют разные интересы,  это не исключает того, что интересы Украины и России в Приднестровье могут совпадать больше, нежели приднестровские интересы Молдовы и Украины.

"КремльОрг", 07 марта 2006 года.




Предыдущие материалы из раздела
Развод по-украински
18.07.2006, 19:08
Последние события в Киеве из Москвы представляются неким хаосом. Может быть, потому, что в России их некому пока адекватно описывать. Даже по недавно ...
Конституция – это политическое тело государства, и оно должно иметь свои органы
03.07.2006, 16:52
В последнее время все чаще ведутся разговоры о том, что нынешняя Конституция Украины 1996 года устарела и ее надо менять. Так ли это? Бесспорно, ...
Проход по минному полю с преследователем за плечами
30.06.2006, 13:18
«Оранжевое» парламентское большинство наконец-то создано. Но ситуация в украинском политикуме остается крайне сложной и оттого интересной. О том, ...
ГУАМ всегда будет дополнительным институтом к СНГ
22.05.2006, 15:20
22 мая в Киеве пройдет саммит союза государств Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия (ГУАМ). О саммите рассказывает Вадим Карасев, директор ...
Мороз не стоятиме на заваді Тимошенко-прем’єрові
19.05.2006, 15:20
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов говорить про причини затягування часу з боку ”Нашої України” та впевнений, що на сьогодні її ...
«Вторая пятерка – не аутсайдеры».
12.05.2006, 16:44
Политолог и главный политтехнолог партии «Виче» Вадим Карасев утверждает, что проведенной избирательной кампанией доволен. Хоть политическая сила и ...
Мониторинг

Мониторинг