Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
16.03.2006, 12:09


Вадим Карасев: «Парламент может стать закрытым клубом»


На финише избирательной кампании вопрос о перспективах партий, которых нельзя отнести к лидерам рейтингов, приобрел особую актуальность: ведь у них может оказаться “золотая акция” будущей парламентской коалиции. Своими рассуждениями на эту тему с “АиФ” поделился политолог и политик (в качестве одного из лидеров партии “Вiче”) Вадим КАРАСЕВ.

- Лидеры фаворитов избирательной кампании призывают не “разбазаривать” голоса - не поддерживать малые партии. Дескать, не пройдут новички и голоса достанутся соперникам, потому что их разделят между победителями. Вы с этим согласны?

- Если партия не проходит в парламент, ее голоса действительно пропадают, вернее, делятся между победителями. Но избиратели должны понимать, что парламент – это орган представительный. Там должны быть представлены разные интересы. В чем тогда принцип пропорциональной избирательной системы? Если в парламенте будет только четыре больших партии, политика станет закрытым клубом, где все договоренности будут происходить за спиной у избирателей.

- Старые партии менее подвержены влиянию избирателей?

- Да, теряется связь между избирателем и партией. И это обеспечивает ей свободу для маневров в парламентских кулуарах. Но чего они сейчас бояться? Виртуальные партии, количество которых беспокоит руководство ЦИК, не пугают старых политиков. Они боятся новых качественных, но небольших партий. Потому что многие из них - авангардные. Партии людей нового качества.

- Думаете, кадровый вопрос служит им угрозой?

- Большие партии в свои громадные списочные сундуки набросали много разных идеологий и людей с неоднозначной репутацией. Понятно, что они неконкурентоспособны. Эти партии держатся за счет инерции избирательной кампании 2004 года. Там не кому конкурировать. Дебаты они сорвали, спикеров хороших у них нет. Как правило, представляет их лишь лидер и еще 2-3 человека – больше нет. Еще один момент: большие партии – партии элит. Сформированы они либо из оппозиции, которая была у власти, либо оппозиции, которая была вытолкнута из власти Кучмы, либо тех, кто находится сейчас между властью и оппозицией. Все они давно уже элитные партии. А малые партии либо возникли во время революции на Майдане и продолжают эту публично-майданную линию, либо на базе общественных гражданских объединений. Это партии общества. Получается, что конкуренция между партиями сегодня уже идет не за избирателей, а за формат парламента. От того, будет он представительный или нет – зависит, какая будет политика: закрытая кулуарная, в форме торговли, или публичная, наполненная новым идейным содержанием и новым качеством.

- Маленькие партии называют себя представителями среднего класса. Но насколько может быть эффективна их работа, учитывая возможное количество депутатов?

- Это проблема качества списков. Кто будет работать от больших партий? 10-15 человек – не более трети. На них будет приходиться по 20 реальных депутатов от каждой малой партии. Они смогут переиграть большие, потому что те берут количеством, а эти качеством.

- Но ведь в парламенте все решает количество голосов.

- В голосовании идет конкуренция законопроектов. Идет полемика, борьба идей и многое зависит от того, кто их носитель и кто их озвучивал. А большие партии – это партии большого бизнеса. Они потому и большие, что за ними стоят большие деньги.

- То есть, главное - не отдать свой голос технической партии, а малые себя в парламенте покажут?

- Конечно, здесь нужно разделять. Кто есть кто, видно по избирательной кампании. Виртуальные партии ее не ведут. Их даже в рекламе нет. Они только присутствуют в реестре ЦИК, а есть группа небольших партий, которые ведут мощную агитационную кампанию. У них уже есть своя политическая история, и она никуда не денется, между прочим. Это партии новой волны – партии людей среднего класса. Избиратель их увидел, оценил их профессионализм, качество и новую политическую энергетику. Просто этим партиям не хватило времени для того, чтобы побороть инерцию противостояния начала десятилетия и событий 2004 года.

- Что вы имеете в виду?

- Посмотрите: старые партии нажимают на ретроспективу. Они только назойливо напоминают о том, что было раньше. А малые партии ведут перспективные кампании. Качественно они уже большие. Это подтверждают их программы, их потенциал, а вот большие партии – наоборот: начали сдуваться.

Ну а виртуальные партии – это уже проблема не столько избирательной кампании, сколько избирательного законодательства, закона о партиях, которые исключают существование таких “подснежников”. Новые партии – это не подснежники. Они оформители новых тенденций и качества украинской политики. Только за то, что они появились, эту избирательную кампанию можно оценить положительно.

Беседовала Анна Нестерова, "Аиф", 16 марта 2006 года.




Предыдущие материалы из раздела
Развод по-украински
18.07.2006, 19:08
Последние события в Киеве из Москвы представляются неким хаосом. Может быть, потому, что в России их некому пока адекватно описывать. Даже по недавно ...
Конституция – это политическое тело государства, и оно должно иметь свои органы
03.07.2006, 16:52
В последнее время все чаще ведутся разговоры о том, что нынешняя Конституция Украины 1996 года устарела и ее надо менять. Так ли это? Бесспорно, ...
Проход по минному полю с преследователем за плечами
30.06.2006, 13:18
«Оранжевое» парламентское большинство наконец-то создано. Но ситуация в украинском политикуме остается крайне сложной и оттого интересной. О том, ...
ГУАМ всегда будет дополнительным институтом к СНГ
22.05.2006, 15:20
22 мая в Киеве пройдет саммит союза государств Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия (ГУАМ). О саммите рассказывает Вадим Карасев, директор ...
Мороз не стоятиме на заваді Тимошенко-прем’єрові
19.05.2006, 15:20
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов говорить про причини затягування часу з боку ”Нашої України” та впевнений, що на сьогодні її ...
«Вторая пятерка – не аутсайдеры».
12.05.2006, 16:44
Политолог и главный политтехнолог партии «Виче» Вадим Карасев утверждает, что проведенной избирательной кампанией доволен. Хоть политическая сила и ...
Мониторинг

Мониторинг