Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
02.03.2004, 14:02


«Сегодня дружить с Россией выгодно, но не модно, а с Европой - модно, но не всегда выгодно»


Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасёв уверен, что Россия согласна поделиться с Украиной своим влиянием на постсоветском пространстве и готова к формированию дуэтного лидерства в новой Восточной Европе. Москва практически формулирует для Киева следующую дилемму: или вы становитесь экономической провинцией Европейского Союза, или - одним из лидеров Единого экономического пространства.

 «Профиль»: Скажите, насколько отставка правительства и другие изменения в России, связанные с более чётким определением курса Владимира Путина, могут повлиять на ситуацию в Украине?

 Вадим Карасёв: Они уже влияют, более того, это влияние началось ещё в конце 2002-начале 2003 года, когда в высших эшелонах российской власти было принято решение перейти от прагматической политики по отношению к Украине к политике целестратегической и проективной. С этим связан и проект Единого экономического пространства, рождённый год назад во время встречи Кучмы, Путина и Назарбаева, и газотранспортный консорциум, о котором объявили российский и украинский президенты в июле прошлого года. Некоторые российские аналитики говорят о формировании нового проекта СНГ, закрепляющего позиции России на постсоветском пространстве. Я бы несколько изменил порядок букв и предпочёл бы говорить о проекте НСГ - новых суверенных государств, образующих своеобразный пояс безопасности и постсоветской реиндустриализации вокруг России, а также особую сферу влияния Москвы. Украина в рамках этого проекта рaссматривается как ключевая страна. Скажу больше -без Украины это постсоветское пространство просто рассыплется.

 «П.»: Пытается ли Россия удержать Украину в зоне своего влияния?

 В.К.: В ходе развития двусторонних отношений возникла «доктрина Путина» - план по удержанию Украины как ключевого государства постсоветского пространства. В чём заключается замысел российского президента? Путин не из тех, кто предпочитает тупые наезды по отношению к своим соседям, за исключением разве что Лукашенко. Российское руководство пытается выработать политику удержания Украины путём формирования инструментария искушений.

 «П.»: Как это выглядит на практике?

В.К.: Россия готова поделиться с Украиной своим влиянием на постсоветском пространстве и готова к формированию дуэтного лидерства в новой Восточной Европе. В рамках этой политики Москва стремится создать новый транзитно-ресурсный и индустриальный восточноевропейский центр. На базе этого Кремль пытается добиться формирования экономической биукладности, состоящей из Европейского Союза и России. Практически россияне пытаются замкнуть единый ресурсный контур в рамках так называемой «большой Европы». В данном случае главную роль играет не география, а политика и география. После расширения ЕС образуется новая -«постялтинская» - Восточная Европа, центром которой является Украина. Россия рассматривает этот процесс как важный фактор укрепления собственных позиций не только на континенте, но и в мире. Поэтому политика по отношению к Украине сегодня целенаправленна, проективна, доктринально оформлена. Окончательный замысел состоит в том, чтобы предложить Киеву сдвоенное лидерство на постсоветском пространстве и с его помощью создать восточный центр Европы.

«П.»: Предусматривает ли подобное сдвоенное российско-украинское лидерство отказ Киева от официально провозглашённого курса на интеграцию с Европой?

В.К.: Конечно, предусматривает. Задача удержания Украины на постсоветском пространстве заключается в предложении ей лучших условий, чем она может получить в Евросоюзе. Москва практически формулирует для Киева следующую дилемму: или вы становитесь экономической провинцией Европейского Союза, или - одним из лидеров Единого экономического пространства. Россия понимает, что вхождение Украины в Европейский Союз может привести к экономической изоляции Российской Федерации и ослаблению её позиций на новой карте Европы и Азии.

«П.»: В связи с приближением президентских выборов в Украине означает ли это будущую ставку Кремля на кого-то из кандидатов?

В.К.: Украинская элита сегодня не готова сделать однозначный выбор между Россией и Европой, скорее, она пойдёт по третьему пути, претендуя на формирование самостоятельного политико-экономического центра в новой Восточной Европе. Судя по действиям ведущих отечественных политиков, Украина обречена на своеобразную автономность в новой европейской картографии и способна предложить собственный вариант игры. Это подтверждается решением правительства относительно направления транспортировки нефти по трубопроводу «Одесса-Броды». Хотя и были довольно убедительные экономические аргументы в пользу реверса, Украина предпочла продемонстрировать свое стремление самостоятельно участвовать в качестве ключевого транзитного государства в новой энергетической игре.

 «П.»: Как в этих условиях на Украину может воздействовать Запад?

 В.К.: Россия воздействует с помощью энергетических, экономических, приватизационных аргументов, привязанных к интересам отдельных финансово-политических групп, с помощью инструментов лоббирования. Поэтому в ходе решения вопросов о транспортировке нефти, создании Единого экономического пространства и газотранспортного консорциума государственная бюрократия раскололась. Влияние же Запада носит скорее морально-психологический, политический и гуманитарно-гражданский характер. Например, лидеры ряда украинских финансово-политических групп не допускаются в клуб европейской элиты. Это очень важный фактор, поскольку любая ФПГ прекрасно понимает, что без этого допуска у неё нет шансов на внутриполитическое выживание. Признание на Западе становится фактором роста внутренних активов - политических, экономических и других. Дружить с Россией выгодно, но не модно, а с Европой - модно, хотя и не всегда выгодно.

Запад влияет на ситуацию в Украине через систему неправительственных организаций не потому, что это прямые агенты влияния, а в силу их участия в формировании иной общественной атмосферы в процессах либерализации и демократизации. Часть общества, кото-. рую мы называем гражданской, склоняется к европейскому пути развития, и поэтому прямо или косвенно приобретает контрроссийский подтекст. Пророссийская ориентация рассматривается в качестве своеобразного «непристойного приложения» к евроинтегра-ционным утопиям. Благодаря этому в среде политической, экспертной, журналистской элиты поддерживать Россию даже в её разумных начинаниях становится не модно. Зато в почёте риторика о европейском выборе, демократических стандартах, честных и прозрачных выборах, порой доходящая до суесловия и смыслового выхолащивания.

 «П.»: Можно ли сказать, что шансы победить в президентской кампании в Украине имеет только признанный в Европе кандидат?

В.К.: Да, обязательно, это неизбежно. Причём это не только проблема того или иного кандидата, но и важный фактор для украинского избирателя. Политик, являющийся европейским изгоем, не имеет шансов быть избранным в Украине, поэтому любой кандидат должен будет воспринимать евроатлантическую риторику, повторять, возможно, даже не до конца понимая смысл «мантр» о европейском выборе и европейском интересе Украины. Любой избиратель стремится увидеть в том или ином кандидате политика, устраивающего все заинтересованные в развитии отношений с Украиной стороны.

  «П.»: Давайте перейдём непосредственно к связанным с президентской кампанией отечественным реалиям. Чем закончится политическая реформа?

 В.К.: Она закончится реформой. Другое дело, насколько будет реализован первоначальный проект, положенный в основу мегапиарпроекта под названием «политреформа». Уже понятно, что исходный замысел был скорректирован, и проблемы пролонгации полномочий действующего Президента и избрания главы государства в парламенте с повестки дня сняты. Поэтому её «убойная сила» несколько изменила вектор. Политическая реформа в окончательном виде будет отличаться от первоначального замысла, но в любом, самом минимальном варианте, она свершится.

С помощью медийных технологий политическая реформа будет представлена как решающая победа действующей власти и разгром Ющенко. Для нынешней власти проведение политической реформы стало делом власти (в смысле её сохранения и умножения). Она стремится доказать умение доводить до конца начатые политические проекты и усечь президентские полномочия следующего главы государства, в чём интересы власти пересекаются с интересами левой оппозиции. В конце концов, политреформа важна как способ освидетельствования Виктора Ющенко в качестве политика-неудачника, вычеркнутого из списка элит. Поэтому власть сделает всё, чтобы «судьбоносное» голосование за реформу состоялось и создало эффект победы, на инерции которой можно было бы въехать в видоизменённую структуру власти.

 «П.»: Получается, проведение политической реформы подтолкнёт провластные силы к выдвижению единого кандидата?

 В.К.: И да, и нет. Очевидно, что для победы на президентских выборах власти нужен единый кандидат. Не будь сильного контрэлитного лидера или обладай тот же Ющенко рейтинговым запасом прочности в 10-12%, тактика власти была бы другой. Основная ставка была бы сделана на распыление голосов, чтобы провести во второй тур «удобных» кандидатов. Поскольку кандидат от власти и близко не подходит сегодня по рейтингу к лидеру «Нашей Украины», единственным выходом остаётся мобилизация под единого кандидата, когда во втором туре можно будет расширять электоральную базу за счёт части оппозиционных сил. Второй фактор - ради решения задачи выдвижения единого кандидата необходимо распределять ключевые посты во властной иерархии, напрямую не являющиеся призом в президентской гонке. Поскольку наша политическая система из президентской становится полупрезидентской и премьер-президентской, или, как ещё говорят, парламентско-президентской, то и выборы 2004 года будут не просто президентскими, а, так сказать, парламентско-президентскими. Чтобы выдвинуть единого кандидата, власть должна дать возможность другим амбициозным и ресурсно сильным политикам из властной коалиции принимать участие в тендере на пост премьера, спикера и далее по всей властной иерархии. Выборы будут означать замену всех конституционных должностей, сформированных в ходе политической реформы. Для оппозиции эта проблема неактуальна, у неё есть единый лидер, зато для власти - она существенна и чрезвычайно важна.

 «П.»: Какими будут ключевые предвыборные послания основных кандидатов в президенты?

 В.К.: Послание Ющенко давно сформулировано. Его символический мандат, без которого невозможен реальный мандат, заключается в том, что он уже в течение четырёх лет является для значительной части украинского электората «спикером надежды». Украина уже пережила культурную травму 90-х годов, когда основным чувством, формировавшим электоральные предпочтения, была ностальгия, которую длительное время «арендовала» левая оппозиция. Но уже к началу 2000 года произошла инверсия - от ностальгии к надежде.

Драма нынешней власти заключается в том, что «мандат надежды» был освоен Ющенко ещё в бытность премьером. Поскольку его рейтинг постоянно стабилен, стало быть, закрепился Виктор Андреевич в этой символической функции довольно надёжно. Если мы будем говорить о наиболее вероятном кандидате в президенты от власти, нынешнем премьер-министре Викторе Януковиче, то у него довольно серьёзно ощущается вакуум посланий. Ему будет трудно найти приемлемую символику для формирования виртуального мандата доверия. На «надежду нации» Янукович не тянет, осваивать тип «крепкого хозяйственника» давно не модно. Показатели деятельности коалиционного Кабинета Министров не позволяют Виктору Фёдоровичу примерять образ эффективного менеджера.

Если сказать «Я иду к власти, чтобы вести Украину в Европу», то это прозвучит фальшиво и неубедительно. Отсутствие у нынешнего премьера символического мандата кандидата в президенты и проблемы с его «символическим производством» не дают ему подняться выше 15-17% рейтинга. Очевидно, эта проблема не будет решена. Это плохо как для самого кандидата, так и для выборов, поскольку вакуум символического мандата будет заполняться с помощью административного или медийного ресурса. Но в таком случае может возникнуть серьёзная вилка между электоральным сознанием населения, сформировавшим спрос на образ будущего президента, и отсутствием адекватного предложения от власти.

 «П.»: Какой Украина выйдет из президентской гонки?

 В.К.: Полностью выйти будет очень непросто – наша страна в течение четырёх лет находится в ситуации перманентного политического кризиса.    Гонка за властью закончится только в 2006 году. После президентских выборов может начаться новый раунд схватки элит на базе противоречий между премьером и президентом. По этой полукризисной схеме трансформировались центральноевропейские страны в середине 90-х годов. Если же перенаправить фокус внимания, то президентские выборы и проведение политической реформы – это большая школа взросления общества, мы начинаем жить по более открытым схемам политики. Под внешним воздействием, нехотя, власть вынуждена идти на изменения. Пример: в стране существует не опереточная, назначенная, а реальная оппозиция, с которой власть вынуждена так или иначе считаться. А чтобы быть сильной, власти необходимо «походить» школу оппозиции, научиться власти, будучи в оппозиции. Общество выйдет из президентских выборов усталым, но закалённым, политические элиты будут готовы к новой схватке за власть, а все жители Украины будут готовы созерцать новый раунд политической борьбы, лучше понимая интригу и подтексты политического противостояния. Общество выйдет из президентских выборов с ощущениями футбольного болельщика после первого тайма напряжённого матча. Независимо от результата первых 45 минут  все знают, что за один тайм судьба матча не решается. 

Евгений МАГДА

"Профиль" № 8(23) 1 марта 2004




Предыдущие материалы из раздела
Развод по-украински
18.07.2006, 19:08
Последние события в Киеве из Москвы представляются неким хаосом. Может быть, потому, что в России их некому пока адекватно описывать. Даже по недавно ...
Конституция – это политическое тело государства, и оно должно иметь свои органы
03.07.2006, 16:52
В последнее время все чаще ведутся разговоры о том, что нынешняя Конституция Украины 1996 года устарела и ее надо менять. Так ли это? Бесспорно, ...
Проход по минному полю с преследователем за плечами
30.06.2006, 13:18
«Оранжевое» парламентское большинство наконец-то создано. Но ситуация в украинском политикуме остается крайне сложной и оттого интересной. О том, ...
ГУАМ всегда будет дополнительным институтом к СНГ
22.05.2006, 15:20
22 мая в Киеве пройдет саммит союза государств Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия (ГУАМ). О саммите рассказывает Вадим Карасев, директор ...
Мороз не стоятиме на заваді Тимошенко-прем’єрові
19.05.2006, 15:20
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов говорить про причини затягування часу з боку ”Нашої України” та впевнений, що на сьогодні її ...
«Вторая пятерка – не аутсайдеры».
12.05.2006, 16:44
Политолог и главный политтехнолог партии «Виче» Вадим Карасев утверждает, что проведенной избирательной кампанией доволен. Хоть политическая сила и ...
Мониторинг

Мониторинг