Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
02.04.2004, 14:37


Украина: от политической к демократической реформе


Украина должна перейти от политической реформы к демократической. Задачи партий будут состоять в том, чтобы стать основными агентами политики, достичь собственной, внутренней демократии. Партиям, которые станут открытыми структурами, расширят свою социальную базу, выдержат нормы внутрипартийной демократии, особо ничего не грозит. Так описывает будущее украинских партий Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий (ИГЛС).

— Вадим Юрьевич, на прошлой неделе был принят компромиссный закон, который стал сделкой основных политических групп. Как нововведения скажутся на деятельности будущего парламента?
— Закон о пропорциональных выборах нельзя назвать оптимальным хотя бы потому, что в нем предусмотрен 3-процентный проходной барьер. Это мало с точки зрения формирования укрупненной и более эффективной политсистемы. Поэтому следующий парламент будет мультифракционным, в нем будет доминировать «сделочная», а не рациональная политика. Скажем так: это будет своеобразный управляемый парламентаризм. Управляемый партиями, точнее их лидерами, через партийный, а не административный ресурс. Однако это максимум компромисса, на который смогли пойти основные политические игроки. Так, с точки зрения формирования политико-партийной ответственности, введение нормы императивного мандата может считаться важным фактором «цементирования» партийных фракций, но, с точки зрения депутатов-мажоритарщиков, эта норма — посягательство на права депутатов и чуть ли не на права избирателей.
— Главным препятствием для политической реформы был именно закон о выборах. Поскольку этот барьер был взят, можно ли утверждать, что все остальные проблемы — дело времени?
— После принятия закона о пропорциональных выборах законы о выборах в местные органы власти и о политических партиях — вопрос не политический, а скорее технический. Для развития партийности и решения вопросов относительно вида политических партий в Украине, их качеств как основных акторов политики наиболее важным был именно закон о выборах в ВР. После того, как его подпишет Президент, будут согласованы и некоторые нюансы в «зависших» проектах.
Нужно учитывать, что этот закон, если рассматривать его с точки зрения влияния на общий политический процесс, закрепил и сделал легитимным сдвиг украинской политики в сторону партийности, который произошел ещё во время парламентских выборов 2002 года. Сейчас открываются возможности для установления прямой связи партий и исполнительной власти. Партии, формируя правительство, становятся основными агентами законодательной и исполнительной властей. С этой точки зрения они — фундамент и основной функционер новой системы власти, посредники-агенты между парламентом и правительством, и в более широкой мерности — между властью и избирателями.
— Можно ли считать конфликт партийцев и мажоритарщиков исчерпанным?
— Украина прошла от переходного состояния, в котором смешались различные типы построения политического представительства. В США, например, основной политической величиной и функционером политики является индивидуальный депутат — конгрессмен, сенатор. Американская система демократии строится на мажоритарной и территориальной основах. Это понятно, учитывая территориально-федеративную форму государства и конструктивные особенности американской системы власти: «снизу», от территориальных единиц гражданского общества. А партии там активизируются только во время избирательной кампании. В Европе, состоящей из централизованных государств-наций, основной политической переменной и единицей системы представительства интересов являются партии.
— Логично ли механически переносить модель парламентских выборов на органы местного самоуправления?
— Это не совсем правильно. Но поле для компромиссов сместилось сейчас на закон о выборах в местные органы власти. Главное не то, как будут формироваться первые десятки в списках, а то, что партии будут вынуждены идти в регионы, конкурировать, выигрывать. Появятся новые региональные звезды и лидеры. Актуализируется вопрос внутрипартийной демократии. Кстати, его нужно учесть, принимая закон о партиях, чтобы вместо административно-финансовых не появился режим партийных олигархий. В любом случае партии как коллективные, а не индивидуальные акторы должны будут работать в регионах.
Да, есть риск, что некоторые лидеры станут новыми партийными олигархами. Но мы должны будем пройти и этот этап лидерско-партийного типа политики. Учитывая то, что происходит в сопредельных государствах, становится ясно: и у нас есть спрос на такой тип политики, когда лидеры, их команды определяют политическую повестку. В данном случае политреформу «проталкивают» конкретные политики в эгоистических целях, выражая, тем самым прогрессивную общественную тенденцию. В политике наблюдаются еще и не такие «фокусы» и парадоксы.
К новым условиям наиболее подготовлены партии, выдержавшие не одно испытание выборами. Ясно, что партии, давно работающие в регионах с местной властью и населением, имеют больше возможностей для игры. Но следует подчеркнуть, что в законе о выборах в местные органы власти необходимо более оптимальное соотношение между мажоритарными и партийными кандидатами. В коммунальной политике, в политике на муниципальном уровне важна не сверхидеологическая миссия, а социальные, «рабочие» моменты, связанные с благосостоянием граждан, развитием регионов, состоянием коммунальной инфраструктуры и т.д. Здесь роль партийных программ отходит на второй план. На первом — эффективность, конкретика, деловая хватка. Депутаты-мажоритарщики местных органов власти могут быть более адекватными, чем партии. Поэтому есть смысл не злоупотреблять «партизацией» во время выборов в местные органы власти.
— А возможно ли появление новых партий в ближайшее время?
— Вероятно, да. Например, правый спектр явно нуждается в идейном, кадровом и стилистическом обновлении. Сейчас оттуда веет тяжелой и тупой архаикой. В этом и заключается драма сегодняшней оппозиции. Ющенко — сильный и рейтинговый лидер, но возле него много людей, лишающих смысла саму национально-демократическую идею. Поэтому здесь партийное обновление просто необходимо.
— Произойдет ли со сменой политической системы смена элит в нашей стране?
— В комбинации «левые — эсдеки», которая на первый взгляд неожиданно сложилась на поле политической реформы, происходит не смена элит, а смена режима. Фактически выигрывает стратегия, предложенная нынешней властью: «сохранение элит — обновление режима», в то время как Виктор Ющенко и правая оппозиция предлагала «сохранение режима — обновление элит». После политреформы Президент, как верховный политик, и политический режим будут представлять собой два разных сегмента политики. Будет режим партий, исполнительной власти, основанной на партийных коалициях, и премьер, которого будет выдвигать и контролировать парламентское большинство. А президента изберет народ и он будет выполнять функ-ции главы государства. Через политическую реформу и ее главный результат — «разведение» президентской власти и политического режима, перевод последнего на парламентско-партийную основу, большая часть элиты 90-х пролонгирует свою «элитность», т. е. свое местоположение во власти. Так что после реформы «старые» политики войдут в «новую» политику (в смысле властного режима). Но и это немало, учитывая политический сопромат обновленческим тенденциям... 

 Беседовала Ирина ШЕВЧУК

№12 (280) , 2004-04-02

http://www.uwtoday.com.ua

 




Предыдущие материалы из раздела
Развод по-украински
18.07.2006, 19:08
Последние события в Киеве из Москвы представляются неким хаосом. Может быть, потому, что в России их некому пока адекватно описывать. Даже по недавно ...
Конституция – это политическое тело государства, и оно должно иметь свои органы
03.07.2006, 16:52
В последнее время все чаще ведутся разговоры о том, что нынешняя Конституция Украины 1996 года устарела и ее надо менять. Так ли это? Бесспорно, ...
Проход по минному полю с преследователем за плечами
30.06.2006, 13:18
«Оранжевое» парламентское большинство наконец-то создано. Но ситуация в украинском политикуме остается крайне сложной и оттого интересной. О том, ...
ГУАМ всегда будет дополнительным институтом к СНГ
22.05.2006, 15:20
22 мая в Киеве пройдет саммит союза государств Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия (ГУАМ). О саммите рассказывает Вадим Карасев, директор ...
Мороз не стоятиме на заваді Тимошенко-прем’єрові
19.05.2006, 15:20
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов говорить про причини затягування часу з боку ”Нашої України” та впевнений, що на сьогодні її ...
«Вторая пятерка – не аутсайдеры».
12.05.2006, 16:44
Политолог и главный политтехнолог партии «Виче» Вадим Карасев утверждает, что проведенной избирательной кампанией доволен. Хоть политическая сила и ...
Мониторинг

Мониторинг