Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
14.09.2004, 12:19


Информационная стерилизация


Запитання „Телекритики”: - Як би ви оцінили технологічні розробки для медіа, які використовували команди головних претендентів на посаду Президента протягом перших двох місяців виборчої кампанії? Креатив, ефективність, чи мали вони стосунок до так званого „чорного піару” (чому?) і т.д. ?

Есть смысл говорит о технических разработках для телевидения двух основных кандидатов, поскольку Симоненко, Мороз – это политики больше печатного стиля.

Что касается кандидата от власти, действующего премьер-министра,то я бы говорил не столько о креативе его медийной, телевизионной, прежде всего, кампании, сколько о тотальном продюсировании не от команды самого кандидата, а от других центров административной и медиа-власти. И это тотальное продюсирование заключалось, по большому счету, не в креативности самого кандидата от власти, а в конструировании специфической телереальности в пользу кандидата от власти. Суть этого конструирования заключается в следующем: фактически, если взять медийный срез этой кампании, можно наблюдать две параллельные виртуальные (электоральные) реальности. В одной из них находится Янукович, орнаментированный выступлениями второразрядных кандидатов Янукович как бы конкурирует сам с собой и проводит избирательную кампанию, напрямую обращаясь с социальным посланиям к избирателям. Но это реальность, я бы сказал, монологична, в ней находится только один кандидат И другая информационная реальность – где соревнуются Ющенко, Мороз, Симоненко, причем конструирование строится на базе критики одного из фаворитов – лидера оппозиции. Поэтому креатив заключался не в самом контенте, а в специфически изощренном и технологическом коструировании избирательной кампании. Это первое, о чем бы я хотел сказать.

Второй аспект заключается в особой стратегии информационной „стерилизации” Виктора Ющенка. Я бы провел тут аналогию с банковским сетором, когда излишек поступающей валюты выкупается центральным банком и тем самым стерилизуется излишняя наличность на финансовых рынках. Я бы сказал так, что информацинная кампания, прежде всего медийная, построена так, чтобы информационно стерилизовать Виктора Ющенка почти на всех коммерческих и на национальном канале, тем самым поставив в один ряд с другими, скажем, малозначительными кандидатами. В этом я вижу технологичность и креатив со стороны власти, направленный на то, чтобы если Виктор Ющенко и попадал на телеэкран, в электронные СМИ, то попадал в контексте с другими кандидатами, поставленным в одном ряду.

И, что касается начавшейся рекламной кампании, уже на Первом национальном демонстрируют политические рекламные ролики. Однако и здесь есть своеобразные технологические заготовки. Я бы не назвал это черным пиаром, поскольку все находится в рамках закона. Однако есть определенная технологическая изощренность, когда рекламный ролик Виктора Ющенка обставляется двумя роликами его конкурентов, причем – крайне левого и крайне правого толка, которые не агитируют за себя, а критикуют лидера оппозиции.

Если провести аналогии из коммерческой рекламы, то это было бы примерно так, если бы реклама „Тайда” обставлялась рекламой других порошков. Однако в коммерческой рекламе таких технологий нет, поскольку в ней есть принцип честной конкуренции, причем это проблема не сколько правовая, сколько проблема честной конкурентной борьбы. И любой производитель порошка понимает ,что, проводя негативную рекламную кампанию против своего конкурента, он, прежде всего, проводит негативную кампанию против себя самого. Однако то, что нельзя в коммерческой рекламе, вполне допускается в политической рекламе.

Если говорить о кампании Ющенка, исходя из чисто медийного измерения, то, в принципе, я бы сказал, что она прошла в штатном режиме. Поскольку он не обладает электронными средствами массовой информации, у Ющенка оставалось только два полноценных эфективных средства – печатная пресса и поездки по регионах и общение лицом к лицу. С этой точки зрения кампания Ющенка ничем выдающимся не отличалась пока. Единственным ноу-хау в этом отношении являлась его акция на Певчем поле, которая действительно имела хорошую технологическую обертку, сильное содержание и сильный резонанс. Однако этот гребень электоральной волны к концу августа-началу сентября во многом асимилирован, поскольку Ющенко не решил основную проблему – выхода в центральные СМИ именно в позитивном контексте и контенте. И тем самым, во-первых, он не является позитивным ньюзмейкером, во-вторых, его появление орнаментируется слабым видеорядом и негативным сопровождением, в-третьих, если Ющенко и попадает в статус ньюзмейкера, то только через негативные информационные поводы, как это было с абсолютно непродуманным и политически неверным выступлением Романа Бессмертного.

Власти тут даже и не нужно придумывать какие-то сильные креативы, изощренные схемы, поскольку она часто просто ловит на ошибках ближайшее окружение Ющенка, руководителей его штабов, региональных представительств, и, умело манипулируя так называемыми кандидатами-проэктами, которые, собственно, и запускались, чтобы, во-первых, вывести кандидата от власти за пределы прямой дискусси с Ющенко, и, во-вторых ,чтобы любое позитивное появление Ющенка в электронных СМИ было орнаментировано критикой со стороны других кандидатов.

Очень трудно в телевизионную эпоху проводить электоральную кампанию, не обладая достаточными каналами выхода на основную – то есть телевизионную – сцену электорального спектакля. Но все-таки нужно, чтобы были правильно оценены возможные стратегии власти. Власть пошла по пути минимизации черного пиара, сконструировав более дифференцированную стратегию электоральной игры против Ющенка. И с этой точки зрения этот сценарий был не до конца расшифрован штабом Ющенка и накануне кампании, и по ее ходу. Иначе уже давно можно было бы противопоставлять какие-то иные формы и способы реагирования. Власть давно была готова к президентским выборам не на уровне кандидата, промоушина своего кандидата, а на уровне инфраструктуры нейтрализации кандидата от оппозиции.

http://telekritika.kiev.ua

 




Предыдущие материалы из раздела
Развод по-украински
18.07.2006, 19:08
Последние события в Киеве из Москвы представляются неким хаосом. Может быть, потому, что в России их некому пока адекватно описывать. Даже по недавно ...
Конституция – это политическое тело государства, и оно должно иметь свои органы
03.07.2006, 16:52
В последнее время все чаще ведутся разговоры о том, что нынешняя Конституция Украины 1996 года устарела и ее надо менять. Так ли это? Бесспорно, ...
Проход по минному полю с преследователем за плечами
30.06.2006, 13:18
«Оранжевое» парламентское большинство наконец-то создано. Но ситуация в украинском политикуме остается крайне сложной и оттого интересной. О том, ...
ГУАМ всегда будет дополнительным институтом к СНГ
22.05.2006, 15:20
22 мая в Киеве пройдет саммит союза государств Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия (ГУАМ). О саммите рассказывает Вадим Карасев, директор ...
Мороз не стоятиме на заваді Тимошенко-прем’єрові
19.05.2006, 15:20
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов говорить про причини затягування часу з боку ”Нашої України” та впевнений, що на сьогодні її ...
«Вторая пятерка – не аутсайдеры».
12.05.2006, 16:44
Политолог и главный политтехнолог партии «Виче» Вадим Карасев утверждает, что проведенной избирательной кампанией доволен. Хоть политическая сила и ...
Мониторинг

Мониторинг