Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
18.04.2005, 13:36


"Транзитное посредничество Украины осталось в прошлом", - считает Вадим Карасев


Украина вышла из орбиты Российского влияния и находится в поисках собственных путей встраивания в систему энергетической структуры Европы, заявил в своем интервью интернет изданию “Кремль.орг” Вадим Карасев , директор украинского Института глобальных стратегий (ИГЛС).

Сможет ли Украина на ваш взгляд найти для воплощения проекта “Одесса-Броды-Гданьск” инвесторов, зарубежных партнеров? Насколько реальны планы Виктора Ющенко?

Во-первых, считаю важным отметить, что у украинского руководства есть определенность относительно нефтепровода “Одесса-Броды”. Главное здесь, что новый украинский президент уже не мечется между прямым или реверсным движением нефти по этому нефтепроводу, а рассматривает его в качестве транзита Каспийской нефти в Польшу и дальше в Европу. Украина рассматривает нефтепровод как форму мягкого ухода от нефтяной зависимости от России, во-первых, и, во-вторых, как форму конкуренции маршрутов нефти в Европу и обеспечение ресурсами Европы.

Конкуренция российскому пути. С этой точки зрения Украина пытается выстроить свою альтернативную систему транзита, и выстроить свою альтернативную России форму энергетического партнерства Украины и Европы. Конечно же, используя двух ключевых игроков - Польша, поскольку через нее Украина пытается встроиться в энергетическую инфраструктуру Европы, и Казахстан, поскольку он является нефтегазовым государством.

Во власти существует надежда, что цепочка - либо Каспийская нефть, либо Казахская нефть - Украина - Польша, и затем Европа. Такой южный маршрут энергообеспечения Европы может стать либо дополнением, либо мягкой альтернативой Российскому транзиту энергоресурсов в Европу. В данном случае нефтепровод рассматривается как политический и геоэнергетический проект. Конечно же, не без коммерческой составляющей.

Украинскому руководству хотелось бы, чтобы коммерческие, геоэнергетические, и политические измерения этого проекта находились во взаимодополнении. Однако на первом плане у Ющенко стоит задача выйти из роли простого транзитного посредника между Россией и Европой, и создать собственный геоэнергетический канал в Европу, тем самым непосредственно участвуя в системе энергобезопасности и энергообеспечении Европы.

Что касается инвесторов, то, учитывая сегодняшнею популярность Украины и украинского президента в Европе и в целом среди демократических государств, вероятность найти инвестора для реализации подобного проекта больше, чем это было до президентских выборов. Это первое.

Второе. К проекту “Одесса-Броды-Гданськ” могут подключиться американские компании, учитывая подъем доверия к Украине со стороны ряда ключевых центров влияния и государств.

Третий момент, очевидно президент Украины рассчитывает на то, что запасы Каспийской нефти достаточны для того, чтобы не создавать конкуренцию другому очень важному для ключевых мировых игроков нефтепроводу “Баку–Джейхан”, который идет по Турецкой территории. Если резервы Каспийской или Казахской нефти будут достаточны, тогда конкуренции не будет, тогда можно говорить о коммерческой привлекательности проекта, и западные компании могут подключится к реализации прямого маршрута “Одесса-Броды-Гданьск”. Если же запасы нефти будут преувеличены, а коммерческая привлекательность будет сомнительной, то вряд ли сюда придут какие-то крупные западные инвесторы. В этом случае не поможет благоприятное отношение американской администрации к украинскому президенту, поскольку бизнес – это бизнес. Внешнеполитическая идеология и коммерция на западе разделены.

Перед украинским руководством стоит задача, решить вопрос Каспийской нефти из Баку, решить проблему с Казахской нефтью. Есть ряд достаточно проблемных политических зон, которые связаны не столько нефтью, сколько общей геоэнергетический ситуацией на постсоветском пространстве и дифференциацией политических режимов на постсоветском пространстве. Следует учесть сложную ситуацию в Центральной Азии, а также неоднозначную реакцию в постсоветских государствах на “оранжевую революцию” в Украине и всю после революционную ситуацию. Украинское руководство надеется на лояльность к этому проекту со стороны Казахского президента, здесь будут решаться не только коммерческие вопросы, но и сложный клубок политических проблем. Вопрос в том, какие мотивы могут повлиять на Казахстан и привлечь его к реализации этого проекта.

В Казахстане сейчас сложная внутриполитическая ситуация, особенно на фоне будущих президентских выборов и на фоне последних Киргизских событий. Будет ли Казахстан жестко ориентироваться на Российские маршруты, либо выстраивать маршруты нефти в сторону Китая, демонстрируя более прохладные отношения к проектам Польши, Украины и других европейских и атлантических акторов, либо в поисках гарантий от революционных событий, особенно в ходе президентских выборов, под влиянием настойчивых просьб Евросоюза, США согласится на Киевский маршрут, на формирование Польско-Украинского нефтяного пути, и подключится к реализации “Одесса-Броды”. Это серьезные вопросы, которые не просто решить. Более того, многое будет зависеть и от исхода президентской кампании в Казахстане. Также будет остро стоять вопрос коммерческого характера, поскольку никакая геополитика не может не учитывать коммерческие аспекты.

Тем не менее, если коммерческие аспекты этого проекта будут достаточно привлекательны, тогда геополитические соображения и необходимость для Казахстана выстраивать многовекторную, диверсифицированную политику в регионе, с учетом необходимости создания или выхода на европейский энергетический рынок, может сыграть положительную роль в подключении его реализации украинского проекта.

Все это гипотезы, но безусловно одно - Виктор Ющенко сегодня всерьез занимается проблемами встраивания в систему энергетической инфраструктуры Европы, и выстраивает более высокие статусные позиции Украины в современной нефтяной и газовой отрасли не только на постсоветском пространстве, но и в Восточной Европе и в Европе в целом.

Коммерческая выгода этого проекта уже просчитана, или пока еще непонятна?

Пока она не понятна, но понятно одно, что реверсная прокачка нефти в сторону от Брод и транспортировка нефти танкерами через Босфор, это вариант который действует не достаточно эффективно.

Польша пойдет на помощь Виктору Ющенко, в данном случае на реализацию этого проекта вне зависимости от коммерческой выгоды? По политическим мотивам этот проект интересен Польше?

Если коммерческие параметры проекта будут приемлемые, то, безусловно, для Польши этот проект очень важен по политическим и геополитическим причинам. Всегда существуют допуски, и дело в размерах и оптимизации коммерческого и геополитического измерений. Исключительно коммерческих или геополитических интересов в такого рода проектах не бывает. Всегда есть минимум, и если проект убыточен больше допустимого, тогда не какая геополитика не срабатывает. Однако если возможен приемлемый минимум коммерческого эффекта, то тогда в силу вступают геополитические факторы, и если этот проект выйдет хотя бы на минимальную окупаемость, тогда, безусловно, Польша будет руководствоваться геополитическими соображениями, согласно которым Украина должна занять более важные статусные позиции в мире.

Какими будут последствия реализации этого проекта для России?

Ненужно преувеличивать негативные последствия от этого проекта для России. Сейчас для российского руководства и российских политических элит становится ясно, что на постсоветском пространстве формируется некая такая негласная, но не менее жесткая конкуренция между Украиной и Россией за реализацию своих национальных проектов. Конкуренция будет нарастать по многим параметрам. Конкуренция за доступ на европейские рынки, за привилегированное партнерство с Союзом Европы уже существует, но надо говорить и о конкуренции внутренних моделей политики, экономики, общества, поэтому Россия должна приготовится к тому, что Украина вышла из орбиты Российского влияния и сейчас находится в поисках собственного пути. Конечно, это вопрос сложный учитывая энергетическую зависимость Украины от России, и технологическую зависимость, а так же кооперационные связи между производствами, однако по мере формирования новой власти, будет все более и более становится самостоятельной, это должно понимать российское руководство. Не надо паниковать, нужно создавать свои выходы, свои энергетические маршруты на Европу, свои альтернативные и выгодные для России формы транспортировки нефти, газа, что собственно сейчас Российское руководство и делает, судя по последним подписанным рамочным соглашениям между Путиным и Шредером в ходе последнего визита в Германию.

Софья Пригара, Кремль.Орг, 18 апреля 2005года

 




Предыдущие материалы из раздела
Развод по-украински
18.07.2006, 19:08
Последние события в Киеве из Москвы представляются неким хаосом. Может быть, потому, что в России их некому пока адекватно описывать. Даже по недавно ...
Конституция – это политическое тело государства, и оно должно иметь свои органы
03.07.2006, 16:52
В последнее время все чаще ведутся разговоры о том, что нынешняя Конституция Украины 1996 года устарела и ее надо менять. Так ли это? Бесспорно, ...
Проход по минному полю с преследователем за плечами
30.06.2006, 13:18
«Оранжевое» парламентское большинство наконец-то создано. Но ситуация в украинском политикуме остается крайне сложной и оттого интересной. О том, ...
ГУАМ всегда будет дополнительным институтом к СНГ
22.05.2006, 15:20
22 мая в Киеве пройдет саммит союза государств Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия (ГУАМ). О саммите рассказывает Вадим Карасев, директор ...
Мороз не стоятиме на заваді Тимошенко-прем’єрові
19.05.2006, 15:20
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов говорить про причини затягування часу з боку ”Нашої України” та впевнений, що на сьогодні її ...
«Вторая пятерка – не аутсайдеры».
12.05.2006, 16:44
Политолог и главный политтехнолог партии «Виче» Вадим Карасев утверждает, что проведенной избирательной кампанией доволен. Хоть политическая сила и ...
Мониторинг

Мониторинг