Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
19.05.2005, 17:02


Привязка России к топливному кризису это геополитический популизм, - считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев


Самая большая ошибка нового правительства за 100 дней – ревальвация гривни, уверен директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Он уверен, что за топливным кризисом не следует искать происков России, которая, мол, душит молодую демократичную Украину. Скорее проблема заключается в отсутствии у правительства навыков договариваться с бизнесом. Поэтому, оно предпочитает административные рычаги влияния. Политолог также выделил наличие двух линий поведения у новой власти. Популистская, которую олицетворяет Юлия Тимошенко и умеренно-либеральная, которой придерживается действующий Президент.

 

 

Корр. Вадим Юрьевич, дайте Вашу оценку 100 дням правительства Юлии Тимошенко?

 

Эти первые сто дней потрясли Украину, потрясли Европу и достаточно сильно потрусили олигархов

 

Если говорить об оценочной стороне, первой сто дневки правительства, то я бы сказал так - сделано на много больше, чем ожидали оппоненты, недруги президента, да и больше чем ожидало само правительство, но несколько меньше, чем этого требуют демократические задачи постреволюционной Украины, чем хотелось бы искренним сторонникам постреволюционной власти Украины.

 

Если говорить конкретно о том, что сделано правительством:

Во-первых, у правительства появилась стратегия, стратегия как основной атрибут сильной власти. В случае Украины, это однозначный европейский вектор. Курс на европейскую интеграцию в гуманитарных, экономических, политических аспектах, вообще на вступление в Европейский Союз; выбор геополитической ориентации на евроатлантические структуры с последующей интеграцией Украины в структуры коллективной безопасности, прежде всего Северо-Атлантический Альянс. Данный курс проявляется и в тех мерах, инструментах которые правительство выбирает в области экономической внутренней и внешней политики.

 

Во-вторых, что касается внешней политики, то за последние сто дней произошло новое открытие Украины в Европе и мире. Это были сто дней новой дипломатии. Виктор  Ющенко, непосредственно как новый президент, взял на себя миссию продвижения нового демократического, европейского бренда Украины на европейском рынке общественного мнения на политическом рынке. За это время, неоднократно с рабочими визитами был в Европе, представлял государство в Варшаве, Страсбурге, был в Берлине.

 

Стратегически важен был визит в Вашингтон с последующим подписанием декларации, о новой повестке дня во взаимоотношениях между США и Украины. Это очень сильный внешнеполитический прорыв, который фактически заново переоткрывает Украину в глазах Европы, европейского общественного мнения и, безусловно, формирует новые статусные позиции Украины в современных геополитических конфигурациях.

 

Курсу на евроинтеграцию были нацелены первые мероприятия и акции правительства. Прежде всего, это новый контроль за таможенными границами и снижение таможенных барьеров в украинской торговле, в том числе и с европейскими рынками.

 

Для Украины вопрос границ тотален потому, что украинская торговля особенно импорт во многом завязаны на контрабандной схеме. С одной стороны приводившей к тому, что многие деньги, таможенные или пошлинные зборы уходили в карман неких полу криминальных, полу чиновничьих кланов, вместо того, чтобы идти в бюджет. С другой стороны это приводило к беспорядку на границах.

 

Собственно правительство с учетом новых статусных позиций Украины в Восточной и Западной Европе намеревается усилить контроль над границами, прежде всего европейскими. Сделать их наиболее прозрачными, особенно для торговли, для гуманитарных контактов. Параллельно решить проблему границ с Россией, поскольку они  не прошли еще стадию делимитации, тем более с нанесением линий демаркации на карте.

Поскольку граница с Россией остается достаточно проникающей, явления нелегальной эмиграции, наркотрафика, контрабанды и т.д. губительно отражаются на перспективах Украины интегрироваться в европейскую мировую структуру.

 

Социальных и политических  кризисов из-за проблем с бензином не будет

 

Корр. Относительно России. Сейчас как раз разразился бензиновый кризис, как вы думаете, окажет ли этот факт сильное влияние на политическую ситуацию в стране?

 

Думаю, что потрясений политических и социальных не будет. Вряд ли нефтетрейдеры способны сегодня нарушить внутриэлитные статус-кво, и какие либо политические и межэлитные балансы, поскольку запас доверия у власти сегодня достаточно прочен и сильны рейтинговые позиции, как президента, так и премьер-министра.

Другое дело, подобного рода кризисы будут способствовать, стимулировать выработку более адекватного инструментария в экономических, торговых взаимоотношениях России с Украиной.

 

Корр. Как вы оцениваете перспективу евроинтеграции Украины во временном плане, т.е. когда можно ожидать начала переговорного процесса и последующего за ним вступления в ЕС ?

 

У самой Европы пока нет функционального, четкого ответа на европейские устремления Украины. На мой взгляд и брюссельская Европа и «берлинско-парижская Европа» пока не нашли адекватных ответов на вызовы «оранжевой революции».

Украина пользуется большой поддержкой восточно-европейских государств. Однако мы знаем, что очень многое решается в Брюсселе и ключевых европейских столицах. Пока, кроме неопределенных заявлений, что вступление Украины в Европейский союз не может быть осуществимо ранее, чем через 10–15 лет.

Что касается переговорных процессов, то  прежде чем вступить в ЕС Украине надо стать членом ВТО. Это важный промежуточный маршрут, промежуточная веха. Думаю, что к середине 2006 года, после парламентских выборов, вступление в ВТО будет вполне реально. Новая власть, правда прогнозирует вступление уже к концу 2005 года, однако для этого необходимо принять не менее 50 законов, что не реально из-за противодействия Верховной Рады.

Вот почему переговорный процесс о вступлении Украины  в ЕС и НАТО начнется, скорее всего, в районе 2007-2008 года. В Украине к тому времени пройдут парламентские выборы и она сможет продемонстрировать свое соответствие копенгагенским критериям вступления в ЕС.

Я думаю, что к 2007-2008 году после административной и судебной реформ возникнет европейская судебная система и Киев с чувством выполненного долга, сможет заявить, что копенгагенские критерии в Украине соблюдаются, а значит может приступить к переговорам о членстве Украины в Европейском союзе. Это длительный процесс, поскольку он связан с проблемами экономики и экономических стандартов и проблемами иммиграции трудовых ресурсов, капиталов и так далее.

 

Корр. Вы ожидаете обострения политической обстановки в связи с выборами следующего года?

 

Обострения будут. Выборы это всегда некоторое обострение, некий кризис, подвешивание политической реальности. Однако, таких обострений какие были на Украине в конце 2004 года во время президентских выборов не будет.

В любом случае, Украина будет двигаться в Европу. Другое дело, с какой скоростью и какими маршрутами, какие будут рубежи дстигнуты при этом, но тем не менее выбор уже был сделан в 2004 году. В этом смысле Украина прошла свой самый важный исторический рубеж в своей внешнеполитической истории.

 

Европейский Союз у нас расматривается как потребительский рай

 

Корр. Если говорить о процентном соотношении предпочтении граждан относительно Европейского союза и НАТО, сколько этих процентов?

 

За вступление в Европейский Союз, где-то в районе 46-47% респондентов, относительно НАТО полжительных ответов намного меньше.

Еще раз повторюсь, пока в Украине не осознали до конца, что такое Европейский союз. Для многих Европейский союз и Европа - это одно и тоже. Никто не объяснял просто украинцу в чем разница Совета Европы, Европейского парламента и Европейского союза. По этому в Украине еще возможна и нужна  дискуссия на эту тему.

Европейский союз, у нас рассматривается, как потребительский рай, как некая демократическая утопия. Однако, пока мало кто понимает, что за этим стоит, что это конкретно принесет украинскому сельскому хозяйству, тяжелой промышленности, авиа и машиностроению и т.д.  Украина пока еще только ищет свою идентичность. Она как бы подвисла между российской, польской, австрийской идентичностью, и это проявляется в политике.

Другой важный вопрос, чему отдавать приоритет в экономике – экспортой  или импортной стратегии. 60% ВВП в Украине обеспечивалось экспорто-ориентированными производствами – это, прежде всего, черная металлургия. А черная металлургия, это и политика и политические интересы партий, которые ее поддерживают. Сейчас власть, выдавливает из политики и даже из экономики черную металлургию. Поскольку металлургический бизнес делался на бюджетных субсидиях, на льготных налогах и т.д. Кабмин Юлии Тимошенко делает ставку на импорт, однако, полемика по данному вопросу в стране только разгорается. Ведь в Верховной Раде есть лобби и со стороны экспортеров, и со стороны импортеров, между которыми постоянно идет перетягивание канатов.

Поэтому, путь Украины в Европу будет на много тяжелее и сложнее, чем у Прибалтики. Возьмем даже такой фактор как российский. Посмотрите, если по отношению к странам Балтии Россия имеет большие комплексы, то  Украину она вообще считает вообще своей. Потому что, Украина всегда была частью имперского ядра России, а украинская элита непоредственно принимала участие в принятии решений в Российской империи и СССР. В этом смысле, на выборах произошел фундаментальный сдвиг - Украина отказалась от жесткого проросийского пути, который был репрезентирован Януковичем.

 

Корр. Проблема с бензином это ответ России Украине на ее евроустремления?

 

Я не думаю, что это ответ России. Ведь вэтом конфликте непосредственно не участвует Кремль. В конфликте с правительством Тимошенко скорее завязаны российские нефтяные компании. Точнее говоря, нефтьу них российская, но компании транснациональные. Например, таже ТНК-PB.

 

Корр. Вы не думаете, что это саботаж?

 

Нет. Здесь на государственном уровне работают две линии поведения. Юлия Тимошенко - это линия больше популистская, радикальная, а Ющенко придерживается более либеральной, умеренной линии. Премьер-министр иногда любит заявить о саботаже, в том числе и с российской стороны.  Но причем здесь Россия? Мы видим но проблему умения власти разговаривать с бизнесом и выдвигать свои аргументы. Необходимо разобраться, на сколько существующий фактор рынка объективен при формировании цен на горючее. Выход из кризиса лежит в переговорной плоскости с российскими компаниями. Оговорив ценовые пропорции, правительство должно научиться с ними работать.

Думаю, в четверг президент разберется, он все-таки рыночник и такие вещи обязан проговорить. Поэтому, привязка России к кризису это геополитический популизм.

В Украине есть проблема - энергосбережение и большая энергоемкость. И проблема не в том чтобы обеспечить себя нефтью, а в том, что необходимо переходить на энергосберегающие технологии, на новые экологические стандарты.

 

Корр. Назовите один самый большой промах правительства за эти 100 дней.

 

Искусственная, непрозрачная ревальвация, которая ударила непосредственно по социальной базе нынешнего режима, социальной базе «оранжевой революции» - среднему классу. Поскольку средний класс держал свои сбережения в долларовом эквиваленте, искусственное понижение курса доллара к гривне привело к потере сбережений.

И еще, ситуация с налоговыми новациями в изменном бюджете на 2005 г., которые привели к более сложным условиям ведения бизнеса, прежде всего мелкого и среднего бизнеса. А путь Европы это не путь крупных, олигархов и не бедной страны, а, прежде всего среднего класса среднего инновационного бизнеса. Пока с этим у власти не складывается. На сегодня, в этом отношении внятной политики нет.

 

Интервью взял Марк Антоненко

 

www.politics.in.ua , 19 мая 2005 года




Предыдущие материалы из раздела
Развод по-украински
18.07.2006, 19:08
Последние события в Киеве из Москвы представляются неким хаосом. Может быть, потому, что в России их некому пока адекватно описывать. Даже по недавно ...
Конституция – это политическое тело государства, и оно должно иметь свои органы
03.07.2006, 16:52
В последнее время все чаще ведутся разговоры о том, что нынешняя Конституция Украины 1996 года устарела и ее надо менять. Так ли это? Бесспорно, ...
Проход по минному полю с преследователем за плечами
30.06.2006, 13:18
«Оранжевое» парламентское большинство наконец-то создано. Но ситуация в украинском политикуме остается крайне сложной и оттого интересной. О том, ...
ГУАМ всегда будет дополнительным институтом к СНГ
22.05.2006, 15:20
22 мая в Киеве пройдет саммит союза государств Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия (ГУАМ). О саммите рассказывает Вадим Карасев, директор ...
Мороз не стоятиме на заваді Тимошенко-прем’єрові
19.05.2006, 15:20
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов говорить про причини затягування часу з боку ”Нашої України” та впевнений, що на сьогодні її ...
«Вторая пятерка – не аутсайдеры».
12.05.2006, 16:44
Политолог и главный политтехнолог партии «Виче» Вадим Карасев утверждает, что проведенной избирательной кампанией доволен. Хоть политическая сила и ...
Мониторинг

Мониторинг