Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
24.11.2003, 13:51


Российской модели смены элит в Украине не будет


  Российской модели смены элит в Украине не будет

Хотя до президентских выборов в Украине остается практически целый год, тема смены главы государства и способ его избрания становится наиболее актуальной. Сегодня свой взгляд на возможное развитие событий читателям журнала «Профиль-Украина» представляет политолог, директор Института глобальных стратегий (ИГЛС) Вадим Карасёв.

- Скажите, Вадим Юрьевич, какими будут основные правила игры в грядущей президентской кампании?

- Главным правилом будущих президентских выборов станет отсутствие правил. Хотя бы уже потому, что просматриваются два сценария президентской кампании: всенародные выборы Президента и выборы главы государства в стенах парламента после проведения политической реформы и перехода к парламентско-президентской республике. Во втором случае это означает избрание главы государства всего на полтора года. Стало быть,цели этих выборов будут размыты и смазаны, что будет заставлять основных игроков вносить коррективы по ходу кампании, сделает ее «рваной», цикличной и маятниковой между пиками сверхактивности и показного перемирия. Кроме того, отсутствуют правила «честной игры» со стороны всех кандидатов, что можно наблюдать на примере проблем, с которыми сталкивается «Наша Украина» во время проведения своих региональных форумов. Не исключаю поэтому - на тактическом и технологическом уровнях мы с большой долей вероятности будем наблюдать «бои без правил».

- Получается, что президентские выборы 2004 года станут самыми грязными за всю историю независимой Украины?

- Ясно, что они не будут светлыми. На кону стоит проблема трансформационного разрыва Украины, наша страна должна во время их проведения окончательно выйти из коммунизма - и ментально, и структурно, и политически. Этот факт делает президентские выборы очень важными для многих политиков, существенно повышает риск проиграть или занять невыгодную позицию. Высокие ставки – высокие риски. И хеджировать последние, кроме как через сверхактивное давление на конкурентов, пока никто не научился. Поэтому борьба между кандидатами будет жесткой и во многом непредсказуемой. Тем более, отсутствуют правовые условия для ведения цивилизованной кампании. Для проведения выборов в формате полной подчиненности законам должна работать полноценная судебная система, а сами выборы не должны рассматриваться как исключительно судьбоносные, проходящие по принципу «No passaran!».

- Давайте вернемся  к закреплению правил игры на бумаге. В секретариате Верховной Рады зарегистрирован проект постановления парламента, автором которого является Иван Плющ. Экс-спикер предлагает коллегам-законодателям принять постановление, объявляющее дату проведения президентских выборов 31 октября 2004 года. Насколько высока вероятность принятия этого документа?

- Появление этого постановления связано с нормой закона «О выборах Президента Украины», предусматривающей объявление выборов парламентом не позднее, чем за 180 дней до последнего воскресенья октября. Учитывая размытость условий президентской кампании, отсутствие твердых правовых гарантий ее проведения, оппозиция опасается, что Верховная Рада может вовремя не назначить дату проведения выборов.. Если произойдет согласование законопроектов о внесении изменений в Конституцию, получивших одобрение Конституционного Суда, коммунисты могут поддержать парламентское большинство и сдвинуть дату проведения президентских выборов. Например, избрать президента Верховной Радой весной 2006 года. Так что коллизий может быть довольно много. Например, интересно было бы представить, что ожидает страну, если в октябре 2004 года президентом станет политик, у которого властный мандат будет только на полтора года. Сможет ли вообще разумно распорядиться властью «полуторагодичный президент»?  И как наша заматеревшая элита примет президента с таким «младенческим» сроком полномочий? Поэтому Иван Плющ как один из духовных наставников Виктора Ющенко стремится подстраховать лидера «Нашей Украины», пытаясь четко закрепить дату проведения президентских выборов в следующем году.

- Сегодня много говорят о лидерах президентского рейтинга. Может ли кто-нибудь из украинских политиков стартовать в президентской кампании со скамейки запасных?

- Скамейка запасных очень короткая, ее практически нет. Почти все носители президентских амбиций засвечены, поскольку де-факто выборы начались уже давно. Их первым туром, были выборы в Верховную Раду в марте 2002 года, после которых прошел отсев неудачников и стабилизация рейтинговых лидеров. Так что выборы уже идут, и почти все из «кандидатского призыва» себя показали. Не будет «темных лошадок». Скорее, мы увидим, как будут пристреливать загнанных лошадей. Так что повторения «феномена Путина» и российской модели смены элит, трансформации режима и преемственности власти в Украине не будет.

- Почему?

- В России намного сильнее, чем в Украине, государственная бюрократия, черпающая свою силу в традициях советской бюрократии.  Намного сильнее позиции силовой элиты, что дало возможность провести и особый сценарий передачи власти. И еще один аспект – влияние фактора борьбы с терроризмом, позволившего силовику и новому поколению силовой бюрократии сформировать новую модель российского лидерства. Комплекс этих обстоятельств и создал стратегический фон для проведения президентских выборов, победителем которых стал Владимир Путин. В Украине этого нет. Государственная бюрократия у нас не влиятельна, правит скорее партийная олигархия, подменившая собой классическую государственную администрацию.  Если для российской ситуации характерен тезис «власть и бизнес – близнецы-братья», то для Украины более точным будет утверждение «партия и бизнес – близнецы-братья». Если главой президентской администрации является лидер ресурсно сильной политической партии, то это может свидетельствовать об отсутствии  бюрократии в традиционном смысле этого слова. В России, например, крупные политики не вкладывали деньги в развитие партий, а лоббировали свои интересы в Кремле. В Украине лидеры ФПГ вложились в партии, и их позиции важны при прохождении законов через парламент, утверждения кандидатов на государственные посты. Показательна ситуация с премьер-министром Виктором Януковичем. Возможно, одним из вариантов была бы его отставка, назначение нового премьера и его раскрутка в качестве преемника.  Но фактор лидерства Януковича в Партии Регионов, имеющей мощную фракцию в парламенте, играет свою стабилизирующую роль. Поэтому внутреннюю политическую многовекторность очень тяжело сдвинуть, и возможность Леонида Кучмы передать свою власть преемнику гораздо меньше, чем была у Бориса Ельцина четыре года назад. Возможно, в данных условиях, для Украины это позитив, поскольку такие лидеры будут стремиться к усилению роли партий.

У нас также отсутствует  силовая бюрократия «как класс», силовики постоянно манипулируемы и контролируемы политиками, среди них мало профессионалов с политическими амбициями, способных радикально изменить предвыборный ландшафт. Нет предпосылок для появления «украинского Путина», хотя возможно власть прощупывает разные варианты проведения кампании в стратегическом и чрезвычайном формате. Новейшие же изыскания, в связи с голосованием по новым Генпрокурору и первому Вице-спикеру  ВРУ связаны с запуском сценария «полевения» политического режима, поскольку мелкорозничная политторговля внутри парламентского большинства измотала само большинство, его криэйтеров и, не исключено, всю пропрезидентскую элиту. Власть пытается инсталлировать коммунистов в систему власти, сделав институциональным союзником в переходе к парламентской республике.

- Если я правильно понимаю, то «темных лошадок» на президентских выборах не будет?

-  Пока есть рысаки, стремящиеся к лидерству. Упомяну  несколько известных и  потенциальных, хотя и не вышедших еще на финишную беговую. Это министр траснпорта Георгий Кирпа, экс-премьер Анатолий Кинах, постоянно находящийся в ближайшем резерве. Могут реанимировать Наталью Витренко, Богдана Бойко, перед которыми будет поставлена задача точечных атак на лидеров гонки. Это кандидаты-спойлеры,  «грызуны», отгрызающие куски электората у лидеров рейтинга, прежде всего у Ющенко. Но если обобщать, то пока не будут определены институциональные и правовые условия выбора, то вся эта предвыборная суета будет напоминать бег на месте, и более уместной будет метафора не лошадиных забегов, а «тараканьих бегов».

                                                                                                                   Евгений МАГДА




Предыдущие материалы из раздела
Развод по-украински
18.07.2006, 19:08
Последние события в Киеве из Москвы представляются неким хаосом. Может быть, потому, что в России их некому пока адекватно описывать. Даже по недавно ...
Конституция – это политическое тело государства, и оно должно иметь свои органы
03.07.2006, 16:52
В последнее время все чаще ведутся разговоры о том, что нынешняя Конституция Украины 1996 года устарела и ее надо менять. Так ли это? Бесспорно, ...
Проход по минному полю с преследователем за плечами
30.06.2006, 13:18
«Оранжевое» парламентское большинство наконец-то создано. Но ситуация в украинском политикуме остается крайне сложной и оттого интересной. О том, ...
ГУАМ всегда будет дополнительным институтом к СНГ
22.05.2006, 15:20
22 мая в Киеве пройдет саммит союза государств Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия (ГУАМ). О саммите рассказывает Вадим Карасев, директор ...
Мороз не стоятиме на заваді Тимошенко-прем’єрові
19.05.2006, 15:20
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов говорить про причини затягування часу з боку ”Нашої України” та впевнений, що на сьогодні її ...
«Вторая пятерка – не аутсайдеры».
12.05.2006, 16:44
Политолог и главный политтехнолог партии «Виче» Вадим Карасев утверждает, что проведенной избирательной кампанией доволен. Хоть политическая сила и ...
Мониторинг

Мониторинг