Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
25.05.2003, 13:51


Киев хочет играть роль первой скрипки


Уже более трех месяцев пре­зидент Украины исполняет обязанности председателя Совета глав государств СНГ. Аналитики отмечают, что за это время Кучма продемонст­рировал стремление исполь­зовать предоставляемые но­вым статусом возможности для достижения тактических целей, стоящих не столько пе­ред Содружеством в целом, сколько перед отдельно взя­той Украиной. Насколько это ему удается, рассказывает ди­ректор киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

 

Как вы считаете, эффектив­ным ли было для России реше­ние Владимира Путина пред­ложить Леониду Кучме занять «стратегическую высоту» в Со­дружестве?

 

Россия это сделала, исходя из не­обходимости сделать СНГ менее аморфным. По моему мнению, без участия Киева инициируемые Москвой интеграционные процессы лишены и практического, и идеологического смысла. Появле­ние же Кучмы в роли формального первого лица СНГ позволяло Кремлю в определенной степени сделать поведение своего не самого прогнозируемого, но важного партнера более предсказуемым.

Думаю, это был удачный для Путина ход. Идет сложная пози­ционная игра. Приступая к реали­зации новых интеграционных инициатив, Россия апробирует все варианты.

 

А что дал приход Кучмы соб­ственно Содружеству?

 

Кучма по определению не мог зримо изменить ситуацию в СНГ - организации, не предпо­лагающей делегирования части полномочий государств-членов специальным органам. По прин­ципам существования Содруже­ство напоминает скорее «боль­шую восьмерку», чем Евросоюз. Поэтому основной способ рабо­ты в СНГ - неформальные кон-такты и стремление отстоять свои интересы.

 

Какие цели преследовали Киев и Москва, с одной сторо­ны - инициируя, а с другой -соглашаясь занять пост в рам­ках Содружества?

 

Проект «СНГ по-путински» состоит в том, чтобы при помощи относительно мягких форм эко­номической интеграции (прежде всего в областях энергетики, про­мышленности и ВПК) создать уровень интеграции, который в будущем мог бы способствовать созданию некоего политического объединения.

Украинский же президент, как можно предположить, ставит пе­ред собой иные цели. Украинская элита, невзирая на заявленную цель интегрироваться в европей­ские и евроатлантические струк­туры, осознает неизбежность (по крайней мере в среднесрочной перспективе) зависимости от рос­сийских углеводородных ресурсов и емкого российского рынка сбы­та украинской продукции. Для Киева важно добиться снижения стоимости российских энергоре­сурсов, что вполне возможно в рамках создания в СНГ зоны сво­бодной торговли. Стратегия украинского прези­дента заключается в том, что­бы, нейтрализуя интеграцион­ные усилия России, нацеленные на более глубокое включение Киева в евразийское экономи­ческое пространство, найти оп­тимальную форму экономичес­кого сосуществования. О воен­ном же сотрудничестве речи не идет вообще. Игра ведется в экономической сфере. Показа­тельно, что Кучма постоянно заявляет, что при отсутствии экономической заинтересован­ности Содружество теряет смысл.

 

И каковы успехи Кучмы в ро­ли лоббиста интересов укра­инских бизнес-групп?

 

К сегодняшнему дню более чет­ко обозначились ставки ключевых участников СНГ. Идет своеобразный торг элит. С одной сто­роны, прозвучало заявление Путина о необходимости переходить к соглашению о зоне сво­бодной торговли, распространяющейся в том числе на энергоресурсы. По словам российского президента, к осени эксперты должны представить рабочий документ, который позволил бы
подойти к подписанию основных соглашений. Но в то же время в Москве заявляют о необходимости создания единого эмиссион­ного центра, введения зоны единой валюты для участников СНГ.
Прошли дебаты по поводу необ­ходимости синхронизации действий государств по вступлению
в ВТО. Здесь позиции пока замет­но расходятся. В частности, Украина вряд ли согласится на созда­
ние единой валютной зоны.

 

Первые месяцы пребывания Леонида Кучмы на посту № 1 в СНГ  прошли  без  сенсаций. Как, по-вашему, украинскому президенту больше свойствен­но достижение результата в кулуарных переговорах, а не публичная деятельность?

 

Пребывание нового главы Со­дружества в тени обусловлено, на мой взгляд, двумя моментами.Во-первых, период лидерства ук­раинского президента в СНГ сов­пал с очень сложным моментом разлома в системе мирового уст­ройства. Театр основных внеш­неполитических стратегий кон­центрировался на иных геополитических площадках. Проблемы же СНГ отошли на второй план. По этим направлениям работали преимущественно группы экс­пертов и политические игроки более низкого уровня - ранга ви­це-премьеров и министров. Во-вторых, само по себе СНГ представляет собой структуру не­формального типа, напоминаю­щую элитный клуб, возможности которого определяются в первую очередь личными отношениями президентов, премьеров - первых лиц постсоветских государств. В таком формате не столь остра необходимость частых публичных выступлений, что в принципе уст­раивает Кучму.

 

Каковы же перспективы Со­дружества, ведомого Леонидом Кучмой?

 

Россия сейчас заинтересована в том, чтобы СНГ находилось по крайней мере в формальном совместном управлении с Украиной. Это придает больший вес интеграционным планам РФ. Сентябрьский саммит Содружества в Ялте покажет, насколько Россия готова пойти на уступки в экономике.

В более общем смысле стоит вспомнить слова одного российского политтехнолога, который, в частности, говорил: задача Рос­сии - быть «мягким дирижером» оркестра, состоящего из постсоветских стран. Украина не пре­тендует на роль дирижера в этом оркестре: Киев интересует роль первой скрипки. Пост главы СНГ
позволяет солировать в оркест­рах, управляемых разными дирижерами.

 

Олег Синельников

 

„НГ”  26.05.2003

 




Предыдущие материалы из раздела
Развод по-украински
18.07.2006, 19:08
Последние события в Киеве из Москвы представляются неким хаосом. Может быть, потому, что в России их некому пока адекватно описывать. Даже по недавно ...
Конституция – это политическое тело государства, и оно должно иметь свои органы
03.07.2006, 16:52
В последнее время все чаще ведутся разговоры о том, что нынешняя Конституция Украины 1996 года устарела и ее надо менять. Так ли это? Бесспорно, ...
Проход по минному полю с преследователем за плечами
30.06.2006, 13:18
«Оранжевое» парламентское большинство наконец-то создано. Но ситуация в украинском политикуме остается крайне сложной и оттого интересной. О том, ...
ГУАМ всегда будет дополнительным институтом к СНГ
22.05.2006, 15:20
22 мая в Киеве пройдет саммит союза государств Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия (ГУАМ). О саммите рассказывает Вадим Карасев, директор ...
Мороз не стоятиме на заваді Тимошенко-прем’єрові
19.05.2006, 15:20
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов говорить про причини затягування часу з боку ”Нашої України” та впевнений, що на сьогодні її ...
«Вторая пятерка – не аутсайдеры».
12.05.2006, 16:44
Политолог и главный политтехнолог партии «Виче» Вадим Карасев утверждает, что проведенной избирательной кампанией доволен. Хоть политическая сила и ...
Мониторинг

Мониторинг