Открыть ип Екатеринбург бытовая техника Екатеринбург.
Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
25.12.2006, 15:59


.


Мониторинг политических событий

18-24 декабря 2006 года

Ключевые сюжеты недели:

  1. Президент – премьер: подписанный бюджет
  2. Закон о КМ: легализация антикризисной коалиции и правительства В. Януковича
  3. Визит в Украину В.Путина
  4. Тенденции общественного мнения

 

Президент-Премьер: подписанный бюджет

На прошедшей неделе Премьер и Президент после нескольких этапов встреч договорились о подписании бюджета на 2007 год. Несмотря на то, что формально было выполнено условие Президента о прожиточном минимуме и минимальной зарплате, тем не менее удовлетворенность от подписанного бюджета демонстрировала только коалиция. Личные встречи Президента с Премьером, а затем и десант руководителей местных органов власти указывали на тот факт, что президентская сторона испытала на себе определенное давление и принятое решение все лишь антракт не то перед перемирием, не  то перед войной. Кроме этого, остались за кадром и те договоренности, которые подтолкнули Президента к такому шагу. Предположения А.Турчинова о том, что В.Ющенко якобы пошел на этот шаг в ответ на уступки по МВД и СБУ навряд ли можно считать исчерпывающими.  Тем не менее, среди факторов повлиявших на заключение «перемирия» можно рассмотреть ряд обстоятельств, предшествовавших подписанию бюджета и последовавших после этого. Кроме этого, выглядит интересной ситуация с последствиями не подписания бюджета.

Одним из объективных факторов стал конец года  и естественная необходимость иметь главный финансовый документа на руках в регионах. В то время пока идут перманентные кадровые и институциональные войны в Киеве ситуация в регионах складываются не лучшим образом. Фактически на местах образовался определенный вакуум с понятием центра как ядра исполнительной власти. Во многих областных советах оформились и действуют коалиции, не имеющие ничего общего по партийной линии с парламентской коалицией. В регионах реально сформировались местные партийные коалиционные режимы [1] в зависимости от чисто региональных интересов. В силу этого возникает и начинает расти некое пренебрежение к центру. Подобное отношение ярко продемонстрировали несколько губернаторов, которые проигнорировали встречу с Президентом [2] .  В этой ситуации Кабмин в срочном порядке организовал рамочную структуру - «Совет развития регионов» [3] , в которую были привлечены мэры [4] и губернаторы. Интересно, что основным заданием структуры, по словам ее секретаря В.Яцубы, является формирование правил распределения бюджетов между 5 регионами-донорами и 22 регионами-реципиентами. Таким образом, в целом фактор необходимости формирования местных бюджетов, ситуация с повышением цен на услуги ЖКХ и другие факторы могли сыграть определенную роль в том, что обе стороны оказались заинтересованными в снижение политического напряжения, сложившегося в последнее время.

Фактор кадрового противостояния, длящийся уже на протяжении нескольких месяцев, можно считать определенным образом исчерпавшем себя и более того, мешающим более стратегической игре. В силу этого, вероятным выглядят договоренности как по СБУ (ВР отправила Дрижчаного в отставку), так и по МИДу. В отношении последнего можно сказать, что визит российского Президента, который готовил Секретариат и его замглавы А.Чалый, показали всю абсурдность кадрового оружия. Реально дипломатическое ведомство оказалось заложником политической ситуации и пребывало в бездействии накануне визита, главным мероприятием которого стало заседание комиссии «Ющенко-Путин». 

Не стоит снимать со счетов, что и коалиция, а точнее регионалы начали испытывать определенную усталость от противостояния. Еще одним моментом может быть тот факт, что регионалов могла насторожить последняя инициатива Ю.Луценко, которая направлена, прежде всего, на активизацию общественности в регионах плюс раскручивание идеи досрочных выборов. Социальная нестабильность и возможные региональные майданы могут если не расшатать позиции, то уж нервы точно у регионалов. Последние эмоциональные срывы В.Януковича и Н.Азарова говорят о том, что антистресс в виде некоторой временной паузы был выгоден и коалиции. К тому же, если рассмотреть гипотетическую ситуацию со вторым вето, то для его преодоления регионалам пришлось бы идти на переговоры с БЮТ или ее частью. В этой ситуации выигравшей стороной прежде всего выглядел бы Президент, что невыгодно ни регионалам, ни бютовцам. К тому же компромисс с БЮТ был бы возможен при пакетном голосовании за законы о КМ и об оппозиции, что на сегодняшний день не выгодно регионалам. Даже, если они и рассматривают Ю.Тимошенко в качестве главного стратегического оппонента, ко времени принятия бюджета все же стратегическим партнером выглядит Президент. 

И последними объективными факторами можно считать смерть лидера Туркмении и визит В.Путина. Для регионалов могут измениться приоритетность задач в связи с актуализацией газового вопроса.  Кроме этого, к визиту Путина регионалам выгодно было показать, что ситуация находится под контролем и правительство вступает в новый год с бюджетом.

 

Закон о КМ: легализация антикризисной коалиции и правительства В. Януковича

Победой в политическом конфликте можно считать принятие законов, написанных под победителя. Противостояние двух политических полюсов - Президента и коалиции с правительством - за полномочия завершились принятием закона о КМ в редакции, которая полностью написана под коалицию и ныне действующее правительство В. Януковича.

Принятый Верховной Радой 21 декабря закон о КМ легализировал фактические полномочия коалиции и правительства, закрепив определяющий для политики государства влияние Партии Регионов. Вместе с тем роль Президента по всем направлениям, даже в сфере внешней политики, законотворчества  и формирования низших звеньев исполнительной власти,  существенно ограничена. Политическое влияние Президента в нынешней политической ситуации сведено к возможному минимуму.

Большинство норм закона отвечают Конституции, в которой ключевую роль играет коалиция партий. Однако есть и нововведения, которые решают в пользу правительства и коалиции важные вопросы, ставшие в последнее время предметом политического раздора.

Основными положениями закона являются следующие. КМ – высший орган в системе  исполнительной власти. КМ управляет объектами госсобственности, разрабатывает государственный бюджет. Кандидатуру для  назначения на должность Премьер-министра Украины вносит Президент Украины по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины. Должность министров относится к политическим должностям. Кандидат на министерский пост должен встретиться с фракциями, выступить с программой  в ВР на протяжении 30 дней после принятия присяги и т.п.



Присутствуют также и некоторые существенные нововведения, которые и является средством упомянутой легализации. В частности, изменился порядок назначения Премьер-министра. Законом  предусмотрена возможность - в случае отказа Президента в 15-дневной срок внести на рассмотрение парламента предложенную коалицией кандидатуру - самостоятельного внесения коалицией в парламент кандидатуры на должность Премьер-министра. Для этого достаточно решения коалиции, скрепленного подписями руководителей партий, которые ее сформировали. Согласно 4 части статьи 114 Конституции, кандидатуру для назначения на должность Премьер-министра Украины вносит Президент Украины по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины. 




Закон о КМ противоречит Конституции и в части назначения министров иностранных дел и обороны. Согласно Конституции эти кандидатуры вносит Президент, а по новому закону о Кабмине это может сделать и парламентская коалиция, если Президент не внесет кандидатов в 15-дневной срок. Другими словами, это может означать, что коалиция за внесенные Президентом кандидатуры может и не проголосовать, выдвинув приемлемые для себя кандидатуры и внести их на назначение. Т.е. весь процесс формирования КМ контролируется, по сути, коалицией с минимальным влиянием Президента. Такая норма призвана решить вопрос особенно с руководителем МИД Б. Тарасюком. Теперь коалиция сможет посадить в соответствующее кресло приемлемую для нее кандидатуру. Для этого нужно только решение коалиции.


Оппозиция использует угрозу представления к КС на предмет не легитимности деятельности правительства, поскольку КМ на протяжении длительного времени не был сформированным - не был назначен руководитель МЧС. Закон упреждает такую возможность: КМ вступает в свои полномочия после принятия присяги не меньше, чем двумя третьими состава КМ.

В свое время началось соревнование за влияние на низшие звенья исполнительной ветви власти. Закон о КМ решил, в чью пользу отдать возможность влияния на упомянутое звено госаппарата. КМ назначает и освобождает от должностей по представлению премьера руководителей центральных органов исполнительной власти, членов коллегиальных органов исполнительной власти, которые не входят в состав КМ, а также первых заместителей и заместителей руководителей центральных органов исполнительной власти. Главы местных государственных администраций ответственны перед КМ. Данное положение противоречит части 4 статье 118, согласно которой главы местных  государственных администраций назначаются на должность и освобождаются из должности Президентом Украины по  представлению Кабинета Министров Украины.

Ограничив влияние Президента на процесс формирования правительства, коалиция данным законом то же самое сделала и с полномочиями в сфере законотворчества, некоторых исключительных полномочий и судопроизводства. Акты Президента, согласно закону, скрепляются подписями премьера и ответственного за выполнения акта министра.  Если они не скрепляются, то направляются Президенту, по сути, на доработку. Такая норма подменяет часть 3 статьи 113 Конституции, поскольку ею предусмотрено, что КМ в своей деятельности руководствуется в частности актами Президента.

Итак, закон о КМ закрепляет за коалицией, а по сути за ПР, определяющее влияние на осуществление политики в Украине. Данный закон, как видно из его же положений, противоречит основным положениям Конституции, поэтому вероятность его выполнения в частности Президентом довольно незначительная, и велика вероятность обжалования его в Конституционном суде. С введением в действие он только нагнетает конфликтность политического процесса, который поэтому будет направляться в неконструктивное для страны  русло.

 

Визит В.Путина в Киев

22 декабря Президент России В. Путин прибыл с официальным визитом в Украину. Пребывание гостя обозначилось двумя основными контекстами: борьбой между Ющенко и Януковичем за влияние на российское направление и рядом важных договоренностей. В процессе подготовки визита Путина в Киеве разгорелась борьба между В. Ющенко и В. Януковичем за право подготовки визита. В. Ющенко было принципиально важно встретится с президентом России тет-а-тет, поскольку встреч премьера с Путиным было уже довольно много. Короткая встреча В.Путина с В.Януковичем засвидетельствовала прагматичность россиян, которые следуют этикету и не выходят за рамки протокола визита.

Одной из важных для Ющенко тем переговоров было исключение из схемы поставок газа в Украину компании «Росукреэнерго» и переход к двустороннему контакту в данном сотрудничестве, что подразумевало создание общего для государственных газовых компаний предприятия.

Важным для Украины соглашением стало подписанный договор о реадмисии. Согласно данному положению, нелегалы, которые пересекли границу с русской стороны, теперь могут быть возвращены в Россию, которая в дальнейшем будет определять их  судьбу самостоятельно. Важность соглашения заключается также и в том, что, подписав подобное соглашение с ЕС, Украина избежала возможности стать таким себе отстойником нелегалов.  

На переговорах было достигнуто согласие уточнять список вопросов двустороннего сотрудничества в сфере энергетики, военно-технической, пограничной и гуманитарной сферы к началу заседания двусторонней комиссии. Конечно, на встрече были подняты вопросы энергоснабжения из России и последствий  смерти Президента Туркменистана С. Ниязова, условий и сроков базирования Черноморского флота РФ в Украине, делимитации и демаркации межгосударственной границы. Решению большинства проблем мешает различные подходы сторон.

Главным итого визита стал запуск механизма работы комиссии Ющенко-Путин. Пока эта комиссия является высшей переговорной площадкой между двумя странами. По сути, это та роль, которую видит Ющенко в работе данной комиссии. Этот механизм можно считать на сегодняшний день наиболее оптимальным, учитывая как внутриполитические конфликтные процессы, так и внешнеполитические перемены в отношениях двух стран. Диалог на уровне глав государств плюс работа дипломатических ведомств и структур по национальной безопасности призваны работать а рамках деполитизации и повышение планки прагматизации отношений.

 

Тенденции общественного мнения

  1. Эксперты называют Януковича самым успешным украинским политиком [5]

Премьер-министр Украины Виктор Янукович, по оценкам экспертов, является самым успешным политиком в Украине. Премьера назвали успешным 48 респондентов из 75 опрошенных. Второе место в рейтинге самых успешных занял спикер Верховной Рады Александр Мороз – 31 респондент. У лидера БЮТ Юлии Тимошенко 29 голосов респондентов, а замыкают пятерку лидеров экс-глава МВД Юрий Луценко (19 голосов) и первый замглавы секретариата президента Арсений Яценюк (10 опрошенных).

Лидером среди "политических неудачников", согласно опросу, стал президент Украины Виктор Ющенко – 52 эксперта высказали такое мнение. Позитивно оценивают эксперты состояние свободы слова в Украине (23 из 75 респондентов по десятибалльной шкале оценивают на 8 баллов, 12 и 17 респондентов оценивают на 7 и на 6 баллов соответственно).

2. Большинство украинцев оказались равнодушными к перипетиям бюджетного процесса в Украине [6] .

Относительное большинство - 38,2% респондентов - поддержали наложение президентом вето на закон о госбюджете на 2007 год. Не поддержали президентское вето 19,2% опрошенных, 10,0% избрали вариант "тяжело ответить".

Новини ТаблоID

 

Еще 22,3% колебались с ответом, поскольку недостаточно знают о госбюджете, 8,2% ответили, что это их мало волнует, а 2% не знают, что такое "государственный бюджет" или что такое "наложить вето".

Среди респондентов, которые поддержали президентское вето, 89,6% объясняют необходимость его наложения недостаточным качеством бюджета-2007, и лишь 4,2% - желанием президента нанести ущерб правительству и антикризисной коалиции в парламенте.

Вместе с тем 64,2% тех, кто не поддержал действия президента, чаще объясняют ветування бюджета желанием президента нанести ущерб правительству и антикризисной коалиции.

Поддержку президентского вето на закон о госбюджете-2007 чаще высказывали жители западного, центрального и восточного регионов Украины, тогда как жители южных регионов большей частью не поддержали президентского вето.

             

3. Украинскому обществу стало не хватать "твердой руки", отмечают социологи [7]

Состояние украинского общества позволяет ему развиваться в двух диаметрально противоположных направлениях – как в сторону усиления демократии, так и в сторону авторитаризма. Таков вывод исследований Фонда "Демократических инициативы", озвученный научным руководителем Фонда Ириной Бекешкиной.

"На наш взгляд исследования, которые мы провели, показали, что… Украина сейчас находится на распутье… Само состояние общества позволяет развитие в двух разных направлениях – в сторону усиления демократических тенденций и усиления авторитаризма", - сказала И.Бекешкина, отметив, что развитие как в одну, так и в другую стороны имеет "равные шансы".

Научный руководитель Фонда подчеркнула, что фактором  развития в направлении демократии является "социальная энергия", которая наблюдалась в Украине во времена "оранжевой" революции. По убеждению И.Бекешкиной, эта энергия "никуда не далась", и люди активно реагируют на  все процессы, происходящие в государстве. Вместе с тем, она подчеркнула, что две трети опрошенного населения и половина опрошенных экспертов-политологов выступают за сильного лидера и считают его наличие главным фактором общественных процессов в стране. Это, по убеждению И.Бекешкиной, ведет страну к усилению авторитаризма.

Говоря об итогах самого опроса, И.Бекешкина сообщила, что большинство опрошенных экспертов считает, что проведение выборов в Украине является проявлением демократичности  политической системы в государстве (52 из 75 опрошенных). В то время как опрошенное население склонно считать, что проведение выборов создает только "видимость демократии" (47,8% опрошенных).

Современное состояние демократии в Украине эксперты оценивают позитивно – 6,3 балла по десятибалльной шкале (40 из 75 респондентов). Вместе с тем мнение населения по этому поводу несколько ниже – большинство опрошенных определили, что уровень демократии находится на уровне 5 баллов.

 

4. Население Украины продолжает сокращаться [8]

Численность населения Украины за отчетный период Государственного комитета статистики сократилась еще более чем на 20 тыс. человек. По состоянию на 1 ноября в Украине проживало 46 млн. 688 тыс. 270 человек. Как сообщалось, по состоянию на 1 октября в Украине проживали 46 млн. 710 тыс. 831 человек. Городское население Украины в начале ноября составляло 31,78 млн. чел, сельское - 14,9 млн. чел.

Уменьшение населения произошло в основном за счет природного сокращения за первые 10 месяцев 2006 года - 248 тыс. чел. В то же время миграционный прирост населения составил 6,8 тыс. чел. В частности, в январе-октябре родилось 383,4 тыс. чел., умерло - 631,4 тыс. чел (в частности, 3,7 тыс. детей в возрасте до 1 года). За январь-октябрь в Украине зарегистрировано 303,1 тыс. браков и 146,4 тыс. разводов.

Общий коэффициент рождаемости составлял 9,8 человек на 1000 населения, смертности - 16,2 чел/1 тыс. населения. Согласно последней переписи населения Украины, проведенной 5 декабря 2001 года, в стране проживало 48 457 100 человек. Показатели рождаемости на протяжении 14 лет снижались, смертности.

 

25.12.2006



[1] К примеру, в Закарпатской и Волынской областях регионалы вошли в большинство с «нашеукраинцами» и другими правыми партиями. В Донецкой, Луганской, Запорожской областях и Крыму коммунисты находятся в оппозиции к большинству, сформированному Партией регионов. В Киевском, Кировоградском, Черкасском, Сумском, Полтавском, Хмельницком, Ровенском и Черновицком облсоветах до сих пор сохраняются оранжевые коалиции с участием социалистов.

 

[2] На встрече отсутствовали ряд руководителей регионов востока и юга Украины. В частности, мэр Харькова М.Добкин, глава ВС Крыма А.Гриценко и др.

[3] Возглавили СРР премьер-министр Янукович, первый вице-премьер Азаров, министр ЖКХ Рыбак и другие фигуры из правительства. Обращает на себя внимание единая партийная принадлежность всех лидеров.

[4] Ранее В.Ющенко создал совет мэром при Президенте Украины.

[5] Опрос экспертов – журналистов, политологов и социологов проводился Фондом "Демократические инициативы" с 17 ноября по 1 декабря, всего было получено 75 ответов.

[6] Опрос, проведенный в период с 15 по 21 декабря 2006 года социологической службой Центра им. Разумкова.

[7] Опрос экспертов – журналистов, политологов и социологов проводился Фондом "Демократические инициативы" с 17 ноября по 1 декабря, всего было получено 75 ответов. С 1 по 12 ноября Фонд "Демократические инициативы и фирма "Юкрейниан социолоджи сервис" провели опрос 2010 респондентов среди взрослого населения. Погрешность не превышает 2,3%.

 

[8] Информация ИА «Интерфакс-Украина» со ссылкой на Госкомстат.

 

Руководитель проекта Ульяна Кириенко




Предыдущие материалы из раздела
Все можуть королі, доки вони королі
02.06.2009, 13:17
Наближення часу президентських виборів підштовхує топову політичну двійку Януковича-Тимошенко  до пошуку взаємовигідних сценаріїв спільного ...
Поворот не туди?
03.03.2009, 13:29
З входженням у зону усесторонньої соціально-економічної кризи, яка особливо загострилась на регіональному рівні, змінюється і політична повістка дня. ...
Після Мюнхену
17.02.2009, 15:32
Безумовно, світовий економічний порядок зазнав суттєвих змін під впливом глобальної фінансової кризи. Україна, як стратегічний економічний партнер і ...
Вотум зневіри
12.02.2009, 11:47
Перманентні “партизанські” сутички між ключовими політичними гравцями нарешті переросли у відкритий бій, що мав назву вотум недовіри Уряду України. ...
Ставка більша ніж газ
29.01.2009, 12:48
Україна ще не до кінця оговталась від газової війни з РФ, як розпочався новий виток внутрішньополітичного протистояння. З підписанням газової угоди ...
Хто буде перший?
24.12.2008, 20:55
Ні кінець року зі святами, ні поширення протестних настроїв серед населення не можуть вплинути  на безпрецедентне протистояння двох гілок влади. ...
Мониторинг
 Архив