Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
10.09.2007, 11:41


. Сессиада и референдумные баталии


Основными политическими сюжетами, которые формировали событийные линии политического поля, были проведение IV сессии парламента V созыва, а также целый ряд предвыборных заявлений и инициатив, на которые приходилось реагировать основным стейкхолдерам украинской политики (проведение референдума, предстоящие предварительные парламентские слушания бюджета, обсуждения формата будущей коалиции).

На сессии парламентарии приняли целый ряд законопроектов. Важными в политическом и предвыборном отношениях являются в первую очередь являются следующие: О внесении изменений в Конституцию и в Закон о статусе народных депутатов, а также О внеблоковом статусе.

Первые два законопроекта ликвидировали неприкосновенность и льготы народных депутатов и Президента Украины. При этом коалиция не учла того, что неприкосновенность Президента существенно отличается от неприкосновенности народных депутатов, так как обеспечивает деятельность целого института власти Главы государства, а не отдельных людей как в случае с каждым депутатом, прячущим свою персональную деятельность за ширмой неприкосновенности.

Но и эти шаги были сделаны заведомо нелегитимным парламентом, не имеющим права на принятие решений. Естественно, Президент не должен был и не мог подписывать такие законопроекты. Это послужило почвой для заявлений коалиционеров, о том, что Ющенко якобы не хочет отменять неприкосновенность. Однако очевидно, что в данном случае применяется политика двойных стандартов, так как законы принимаются органом, который заведомо не имеет на это права, а следовательно его решения не будут иметь юридической силы после проведения внеочередных выборов.

Тем не менее популистские решения распушенной Верховной Рады могут нанести ощутимый электоральный ущерб для НУ-НС, потому что в сознании обывателя создается ошибочное ощущение, будто неприкосновенность и льготы парламентариев уже отменены, и сделала это не НУ-НС, а коалиция ПР, СПУ и КПУ.

Закон же о внеблоковом статусе Украины призван был открыть очередную дискуссию по поводу вступления в НАТО. Данная дискуссия выгодна в первую очередь Партии регионов, избиратели которой в своем большинстве не поддерживают присоединения к блоку.

Тем не менее эта дискуссия выгодна и НУ-НС, потому что в контексте данной проблематики именно ПР и пропрезидентский блок выступают основными противостоящими сторонами, отстаивающими противоположные позиции. Критикуя друг друга, эти политсилы поднимают свои рейтинги. БЮТ же в таком проблемном дискурсе не имеет такой радикальной позиции, как первые две партии, и не выступает как ведущий субъект спора. Это приводит к тому, что БЮТ либо отступает на второй план либо присоединяется к позиции НУ-НС, выступая в рейтингово невыгодной и не удобной для харизматичной Юлии Тимошенко позиции.

Поэтому Тимошенко постаралась навязать собственный предмет для дискуссии, продолжая делать заявления по поводу необходимости внесения изменений в Конституцию и проведения конституционного референдума в день выборов 30 сентября. Президентский блок был вынужден реагировать на это заверениями, что референдум в день выборов невозможен, а потому его необходимо отложить на постэлекторальный период, что выглядело несколько блекло на фоне решительных призывов лидера БЮТ. К тому же сегодня вырисовывается стратегия игры с референдумом, которая делает его для БЮТ не ситуативной уловкой, а долгосрочной стратегией, на которой Тимошенко могла бы построить свою президентскую кампанию в 2010 году. Если изменения в Конституцию не будут внесены, можно будет спекулировать на том, что Ющенко не хочет менять неэффективную систему власти. Если же изменения будут внесены можно будет утверждать, что они внесены плохо, критиковать неэффективность законодательной работы и требовать принятия новой Конституции.

Следует, однако, заметить, что для Президента референдум также является стратегической инициативой, направленной на использование в следующих избирательных кампаниях. Поэтому можно предположить, что за первенство в использовании темы референдума развернется значительная конкуренция между БЮТ и НУ-НС.

Также БЮТ перешел от подозрений в желании НУ-НС объединиться после выборов с ПР к утверждениям о том, что они сами перейдут в оппозицию в случае создания широкой коалиции. Таким образом, о широкой коалиции БЮТ говорит как о состоявшемся факте. Это негативно влияет на рейтинг НУ-НС, поэтому, чтобы минимизировать негативные последствия обвинений, Юрий Луценко несколько раз за неделю повторял, что широкая коалиция невозможна. Данный дискурс не выгоден и для ПР, так как ее избиратели не приемлют объединения с НУ-НС. Поэтому к оправданиям Луценко присоединилась Раиса Богатырева, также заявившая о невозможности коалиции с пропрезидентским блоком.

В политический дискурс недели вмешался и Александр Мороз. Для этого политика важно продемонстрировать состоятельность возглавляемой им Верховной Рады. Чтобы легитимизировать ее заседания Мороз даже заявил, что ВР после 20 сентября будет рассматривать проект бюджета. И хотя парламент распущен, это дает формальные основания для депутатов, чтобы собираться и использовать трибуну единственного законодательного органа в агитационных целях. Сегодня проведение сессии является одним из мощнейших медийных и в целом агитационных ресурсов для ПР, СПУ и КПУ.

Итак, политические события недели проходили в ключе проведения сессии Верховной Рады V созыва и реализации предвыборных заготовок политсил – конституционного референдума и бюджетных слушаний, а также предположений по поводу формата коалиции в парламенте VI созыва.

Алексей Красноперов, 10.09.2007




Предыдущие материалы из раздела
Все можуть королі, доки вони королі
02.06.2009, 13:17
Наближення часу президентських виборів підштовхує топову політичну двійку Януковича-Тимошенко  до пошуку взаємовигідних сценаріїв спільного ...
Поворот не туди?
03.03.2009, 13:29
З входженням у зону усесторонньої соціально-економічної кризи, яка особливо загострилась на регіональному рівні, змінюється і політична повістка дня. ...
Після Мюнхену
17.02.2009, 15:32
Безумовно, світовий економічний порядок зазнав суттєвих змін під впливом глобальної фінансової кризи. Україна, як стратегічний економічний партнер і ...
Вотум зневіри
12.02.2009, 11:47
Перманентні “партизанські” сутички між ключовими політичними гравцями нарешті переросли у відкритий бій, що мав назву вотум недовіри Уряду України. ...
Ставка більша ніж газ
29.01.2009, 12:48
Україна ще не до кінця оговталась від газової війни з РФ, як розпочався новий виток внутрішньополітичного протистояння. З підписанням газової угоди ...
Хто буде перший?
24.12.2008, 20:55
Ні кінець року зі святами, ні поширення протестних настроїв серед населення не можуть вплинути  на безпрецедентне протистояння двох гілок влади. ...
Мониторинг
 Архив