Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
24.10.2007, 13:30


.


Кому выгодна коалициада?

Еще 15 октября Центральная избирательная комиссия огласила результаты внеочередных выборов в Верховную Раду. Однако в законную силу они не вступили, так как Высший административный суд запретил их опубликование в официальных изданиях «Урядовий кур’єр» и «Голос України». ЦИК таким образом не может выдать удостоверения новоизбранным нардепам и как следствие дать старт функционированию парламента VI созыва.

Сроки, предусмотренные Конституцией для начала работы ВР, создания коалиции и формирования Кабмина, отсчитываются от дня опубликования, а не оглашения результатов выборов. А это значит, что, пока эти результаты не появятся в правительственной и парламентской газетах, партии и блоки могут без всякой ответственности перед законом вести переговоры и тянуть с созданием коалиции.

Кому же выгодно такое затягивание? И кому нет?

В большей или меньшей степени это выгодно всем парламентским силам. В первую очередь, это выгодно Партии регионов, сохраняющей надежды на создание широкой коалиции с НУ-НС. Затягивание дает возможность проводить переговоры и расшатывать и без того хрупкую и противоречивую систему договоренностей между Тимошенко и Луценко-Кириленко. ПР уже сейчас активно этим занимается, вбрасывая в информационное пространство слухи о конфликтах внутри демократической коалиции и намекая на возможные проблемы, связанные с премьерством Юлии Тимошенко. В частности, спикерами партии были сделаны не двузначные заявления о том, что газовые споры с Россией возникли именно из-за опасений со стороны северного соседа прихода лидера БЮТ к правительственному рулю. Кроме того, представители ПР изо всех сил намекают Президенту, что будут для него более удобными партнерами, чем БЮТ.

Блоку Тимошенко затягивание также выгодно, так как позволяет урегулировать весь обширный комплекс противоречий с НУ-НС. К ним можно отнести позиции по контрактной армии, возвращению вкладов Сбербанка, ревальвации гривны, созданию Национального бюро расследований и целому ряду кадровых вопросов. Несогласованность позиций может привести к провалу голосования за спикера или, что еще хуже, премьера и автоматическому распаду коалиции. На подобный сценарий в частности надеются лидеры ПР. Чтобы не допустить его реализации, Тимошенко нужно утрясти все спорные моменты с союзниками по демкоалиции и согласовать не только кадровые вопросы, но и программу действий будущего Кабмина и парламентского большинства. Для этого необходимо время, которое и дает лидеру БЮТ решение ВАС о запрете публиковать результаты выборов.

Наша Украина – Народная Самооборона также может воспользоваться предоставленным временем для отстаивания своих условий в браке по расчету с Тимошенко или же для поиска выгод от возможного союза с «регионалами», который может быть и ситуативным.

В конце концов существующее состояние выгодно и для Блока Литвина, а также КПУ. Роль последних имеет сегодня латентный, однако существенный характер. Именно их голоса могут стать решающими при голосовании за кандидатуру премьер-министра, если отдельные представители откажутся ее поддержать. Официальный претендент на этот пост от демократической коалиции Юлия Тимошенко, вероятно, ведет переговоры с «малыми» партиями о ситуативном голосовании в пользу ее кандидатуры. Литвин даже оговорился, что получил от лидера БЮТ более конкретные предложения, чем от главы ПР. Коммунисты также потенциально могут поддержать Тимошенко в обмен на «конкретные предложения». При этом не стоит бояться, что в коалиционном соглашении БЮТ и НУ-НС записано, что КПУ не может быть членом их коалиции. Компартия вполне может проголосовать за Тимошенко, не будучи в коалиции, и тем самым привести ее к власти, получив за это какие-либо негласные дивиденды. Конституционная процедура при этом будет в точности реализована, так как премьер будет выдвинут коалицией и за него проголосует больше 225 депутатов.

Если подытожить, то затягивание с результатами выгодно парламентским силам, потому что позволяет форматировать политическое поле в рамках парламентской системы, не ограничивая себя во времени.

Но именно это и не выгодно Президенту. Виктору Ющенко гораздо удобнее было бы, если бы политсилы вступили в формальные временные рамки, определенные по Конституции для формирования коалиции и правительства, и оказались бы во временном цейтноте. Провал коалиционных намерений привел бы к коллапсу парламента, который в таком случае оказался бы на грани нелегитимности. А невозможность его роспуска в течение года со дня проведения досрочных выборов привела бы к потенциальной возможности президентского правления. Кроме того, нелегитимным оказался бы Кабинет министров, который должен сложить полномочия перед новоизбранной Верховной Радой, которая в свою очередь неполномочная из-за неспособности сформировать новое правительство. В данной ситуации Президент остается единственным легитимным центром власти и политическое поле выстраивается под него.

С этими гипотезами вполне коррелируют и недавние заявления Виктора Ющенко о том, что он хотел бы видеть парламентскую коалицию созданной как можно быстрее. Не нужно забывать, что со дня создания коалиции начинается отсчет времени, отведенного на формирование правительства. А в процессе нахождения консенсуса по этому вопросу еще много препятствий.

Итак, сегодня именно Президент Ющенко является главной заинтересованной стороной и гарантом максимально скорого опубликования результатов выборов и старта постэлекторальных процессов в конституционные сроки. И главными его оппонентами в этом процессе являются парламентские политические силы.

Алексей Красноперов

24.10.2007




Предыдущие материалы из раздела
Все можуть королі, доки вони королі
02.06.2009, 13:17
Наближення часу президентських виборів підштовхує топову політичну двійку Януковича-Тимошенко  до пошуку взаємовигідних сценаріїв спільного ...
Поворот не туди?
03.03.2009, 13:29
З входженням у зону усесторонньої соціально-економічної кризи, яка особливо загострилась на регіональному рівні, змінюється і політична повістка дня. ...
Після Мюнхену
17.02.2009, 15:32
Безумовно, світовий економічний порядок зазнав суттєвих змін під впливом глобальної фінансової кризи. Україна, як стратегічний економічний партнер і ...
Вотум зневіри
12.02.2009, 11:47
Перманентні “партизанські” сутички між ключовими політичними гравцями нарешті переросли у відкритий бій, що мав назву вотум недовіри Уряду України. ...
Ставка більша ніж газ
29.01.2009, 12:48
Україна ще не до кінця оговталась від газової війни з РФ, як розпочався новий виток внутрішньополітичного протистояння. З підписанням газової угоди ...
Хто буде перший?
24.12.2008, 20:55
Ні кінець року зі святами, ні поширення протестних настроїв серед населення не можуть вплинути  на безпрецедентне протистояння двох гілок влади. ...
Мониторинг
 Архив