Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
17.03.2008, 16:37


. Борьба за газ и столицу как ресурсы политического влияния


Мониторинг внутриполитических событий в Украине

11 – 16 марта 2008 года

 

Двумя основными факторами влияния на элиту и общественность в преддверии президентских выборов являются контроль над энергетическим комплексом (в первую очередь, над поставками и распределением среди потребителей природного газа) и контроль над столицей. Именно поэтому основная интрига в борьбе за сферы влияния между Президентом и премьер-министром заключается в том, кто установит свой контроль над импортом и реализацией российского газа в Украине и над Киевом с его электоральным, финансовым, а главное публичным ресурсом.  Если условно согласиться с тем, что сейчас газовая торговля и мэр столицы Черновецкий находятся под влиянием Президента, то становится очевидной цепочка действий Юлии Тимошенко, направленных на вытеснение Ющенко по данным направлениям.

Прошедшая неделя ознаменовалась в этом смысле особенной активизацией премьера, которая попыталась руками «Газпрома» войти на внутренний рынок газа Украины и руками Виктора Ющенко отстранить от исполнения обязанностей мера Киева.

В случае с поставками природного газа Тимошенко сделала очень сильный шаг, не дающий Виктору Ющенко контролировать данную сферу через административные рычаги влияния. Внедрение «Газпрома» на внутренний рынок (российский монополист будет поставлять минимум 7,5 млрд. куб. м газа для украинской промышленности) означает, что он не будет подотчетен украинской власти. Если функционировавшие ранее посредники могли контролироваться через предоставление лицензий и т.д. и были вынуждены играть по украинским правилам (как экономическим, так и политическим), то «Газпром» сам будет навязывать украинской стороне условия и экономического, и политического характера.

Поставляя газ промышленности, российский монополист одновременно получает самую ликвидную и платежеспособную часть украинского рынка, одновременно обретая возможность контролировать экономическую элиту страны. Можно предположить, что лояльные к Кремлю топ-менеджеры и топ-бизнесмены будут иметь ряд существенных скидок и преференций по сравнению, скажем, со сторонниками НАТО и евроинтеграции. В то же время через возможность контролировать работу ведущих промышленных предприятий (металлургия, перерабатывающая, химическая промышленность – наиболее энергозатратные отрасли) «Газпром» (а значит Кремль) получает возможность влиять или даже определять социальный климат, социально-политические настроения и, как следствие, электоральные симпатии.

Закономерно возникает вопрос о роли Юлии Тимошенко в этом процессе. Дело в том, что вхождение «Газпрома» на рынок происходит благодаря ее усилиям и, вероятно, в результате ее политических договоренностей с руководством Российской Федерации. Если это так, то влияние «Газпрома» означает усиление «Нефтегаза» (вместо посредников RosUkrEnergo и UkrGazEnergo, на которых мог административно и политически влиять Президент Ющенко). «Нефтегаз» же в сложившейся ситуации полностью контролируется руководителем правительства и, по сути, является личным политико-экономическим ресурсом премьера.

Перечисленное говорит о том, что Тимошенко сделала важные шаги по выстраиванию собственной газово-политической пирамиды, которая может превратиться в премьерскую вертикаль власти, значительно более мощную, чем силовая или губернаторская вертикали Президента. Мощь энергетической пирамиды заключается в том, что она дает возможность влиять не только на административную, но и на бизнес-элиту, а также на население, являясь эффективным инструментом формирования электоральных настроений.

Управление столицей и ее поддержка, как и энергопоставки, является фактором влияния на всю страну. Столица – крупный электоральный и финансовый ресурс, но главное - она задает политическую динамику, представляя собой основную площадку публичной деятельности.

Контроль над столицей означает возможность свободно проводить митинги, акции протеста, собрания, заседания, «субботники» и делать их достоянием гласности, так как именно здесь сконцентрированы основные ресурсы опубличивания – СМИ, органы государственной власти, посольства иностранных государств и представительства транснациональных корпораций.

В ситуации, когда во главе Киева стоит Леонид Черновецкий, все преимущества столичности становятся для Юлии Тимошенко труднодоступными, несмотря на высокий уровень поддержки населения (свыше 50%). Поэтому для нее важно избрать здесь мэром своего сторонника или, по крайней мере, лояльного политика. Минимальной задачей является ослабить влияние мэра в городе, разделив его полномочия с полномочиями главы городской государственной администрации.

Однако Кабинет Министров не может назначать и увольнять руководителей госадминистраций, что процедурно усложняет процесс смещения Черновецкого. Тем не менее, в такой ситуации Тимошенко получает ряд политических бонусов. Обратившись с требованием об увольнении главы КГГА к Президенту, она поставила его в сложное положение сразу в трех аспектах: процедурно-юридическом, публично-электоральном и властно-административном.

С одной стороны, Президент не имеет права увольнять избранного мэра Киева с поста главы КГГА в соответствии с разъяснением Конституционного Суда. Если он это сделает, он попадает в ситуацию юридической некорректности и массированных обвинений в незаконности его решений. Если же Виктор Ющенко откажется увольнять Черновецкого, он будет обвинен уже БЮТом в содействии мэру, что несет негативный электоральный эффект ввиду высокого уровня недовольства городским главой в столице. Но главное – увольнение Черновецкого, скорее всего, будет означать утрату контроля над Киевом, так как на внеочередных выборах, по всей вероятности, победит лояльный Тимошенко человек.

В данной ситуации заслуживают внимания действия Виктора Ющенко, который назначил собственное служебное расследование нарушений в КГГА и отстранил действующего руководителя городской администрации от исполнения служебных обязанностей на 15 дней. Таким образом, Президент не нарушая закон избегает обвинений в содействии Черновецкому. В то же время, если комиссия, занимающаяся расследованием, не найдет серьезных нарушений в работе мэра, он будет «реабилитирован» в глазах общественного мнения (или его основной части, исключая радикальных сторонников Тимошенко) и продолжит работу на посту руководителя КГГА. Это, в свою очередь, означает, что Ющенко на данном этапе сохранит контроль над столицей в административном и политическом плане.

Важно отметить, что борьба Президента и премьера за сферы влияния снижает уровень доверия и поддержки этих политических лидеров. Так, одобрение действий Тимошенко снизилось с 52 до 47%, а Ющенко – с 34 до 27% по Украине. Это говорит о том, что в случае дальнейшего опубличивания и медиатизации противостояния данных политиков может вновь выйти на президентскую дистанцию Виктор Янукович, который имеет все шансы вытеснить Ющенко из топ-двойки, пользуясь поддержкой 29% населения.

Итак, действия Тимошенко по установлению контроля над рынком газа и над Киевом открывают перед ней новое инструментально-ресурсное  поле. Однако ввязывание в это противостояние для Ющенко достаточно опасно, так как может привести к критической точке снижения электорального рейтинга в преддверие президентских выборов.

 

Алексей Красноперов, IGLS.com.ua, 17.03.2008

 




Предыдущие материалы из раздела
Все можуть королі, доки вони королі
02.06.2009, 13:17
Наближення часу президентських виборів підштовхує топову політичну двійку Януковича-Тимошенко  до пошуку взаємовигідних сценаріїв спільного ...
Поворот не туди?
03.03.2009, 13:29
З входженням у зону усесторонньої соціально-економічної кризи, яка особливо загострилась на регіональному рівні, змінюється і політична повістка дня. ...
Після Мюнхену
17.02.2009, 15:32
Безумовно, світовий економічний порядок зазнав суттєвих змін під впливом глобальної фінансової кризи. Україна, як стратегічний економічний партнер і ...
Вотум зневіри
12.02.2009, 11:47
Перманентні “партизанські” сутички між ключовими політичними гравцями нарешті переросли у відкритий бій, що мав назву вотум недовіри Уряду України. ...
Ставка більша ніж газ
29.01.2009, 12:48
Україна ще не до кінця оговталась від газової війни з РФ, як розпочався новий виток внутрішньополітичного протистояння. З підписанням газової угоди ...
Хто буде перший?
24.12.2008, 20:55
Ні кінець року зі святами, ні поширення протестних настроїв серед населення не можуть вплинути  на безпрецедентне протистояння двох гілок влади. ...
Мониторинг
 Архив