Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
23.03.2008, 22:40


. Столично-правительственный бартер


Прошедшая политическая неделя была ознаменована законодательным ченджем в стенах парламента. В ходе этого обмена уступками были приняты два важнейших нормативно-правовых акта: изменения в Закон о Кабинете Министров и постановление о внеочередных выборах столичного мэра и городского совета. Внешне это выглядит как компромисс между Президентом и премьер-министром. Первый получает возможности для контроля над Кабинетом Министров и исполнительной властью в целом (в то время как рычаги влияния руководителя правительства значительно ограничиваются). Вторая – возможность избрать лояльного мэра Киева (или избраться на этот пост самостоятельно).

Однако в действительности политический бартер (перевыборы в столице в обмен на изменения в закон  о правительстве) является крупнейшей победой Юлии Тимошенко. Об этом свидетельствует ряд факторов, которые следует рассмотреть по порядку.

Во-первых, изменения в Закон о Кабмине приняты только в первом чтении и отправлены на доработку в комитетах Верховной Рады. После внесения поправок в президентский вариант закона представителями Партии регионов, Блока Литвина и особенно Компартии (идеологическое неприятие президенционализма в данном случае усиливается конъюнктурной лояльностью к Юлии Тимошенко) проект Секретариата может быть существенно изменен. Из него могут быть вычеркнуты пункты о подотчетности министров лично Главе государства и о их обязанности выполнять президентские поручения. Также могут быть удалены либо отредактированы статьи, лишающие премьера возможности координировать работу Кабинета. В результате суть изменений, внесенных Секретариатом, будет нивелирована, что позволит Тимошенко сохранить действующую «премьерскую республику».

Но даже если изменения в предложенный Президентом вариант не будут внесены, нет однозначных гарантий того, что БЮТ и лояльная к главе правительства часть НУНС поддержат изменения в Закон о Кабмине во втором чтении. В крайнем случае, у Тимошенко есть возможность оттягивать его принятие и получить за участие своей фракции в голосовании очередные политические уступки и дивиденды.

Во-вторых, перевыборы же мэра Киева объявлены постановлением Верховной Рады, которое не может быть ветировано Президентом. А потому является окончательным, если не учитывать потенциальной возможности обжалования данного постановления в суде. Таким образом, Тимошенко достигла своей цели, оставив принятие выгодных Ющенко решений в подвешенном состоянии.

Досрочные выборы киевской власти являются для Юлии Владимировны одновременно возможностью продемонстрировать исполнение предвыборных обещаний и свои возможности настоять на своем в дискуссии с Президентом. Также перевыборы дают лидеру БЮТ шанс получить контроль над финансово-политическими ресурсами столицы. Однако это только видимая часть айсберга в перечислении причин, по которым для Тимошенко была нужна электоральная компания в столице.

Можно прогнозировать, что выборы мэра Киева откроют пиар-подготовку к президентской гонке-2010 и станут генеральной репетицией выборов Президента. Столица со значительным количеством приезжих является уменьшенной моделью страны и, пытаясь провести своего кандидата на пост городского главы, каждая из команд (президентская, премьерская, оппозиционная) будет отрабатывать те механизмы, которые будут применяться в 2010 году.

В данном случае интересно, что оппозиционная команда, не имея собственного яркого кандидата, способного победить в столице, скорее всего поддержит Леонида Черновецкого. Президентская сторона также, вероятно, будет вынуждена поставить на Черновецкого, так как Виталий Кличко, с одной стороны, не является достаточно контролируемой фигурой, а с другой – может поддержать Юлию Тимошенко после избрания. Если Черновецкий заручится содействием Партии регионов и, как минимум, «молчаливым согласием» Виктора Ющенко, то опираясь на собственный двадцатипроцентный рейтинг, он имеет значительные шансы на победу.

В то же время Тимошенко может либо поддержать Виталия Кличко, в лояльности которого она также имеет основания сомневаться, либо кандидатуру собственного выдвиженца (Александра Турчинова или Николая Томенко). Однако нет однозначных гарантий, что ее собственный рейтинг будет полностью перенесен на рейтинг ее протеже.

Поэтому однозначную уверенность в победе Тимошенко может иметь только, если будет баллотироваться на пост столичного городского главы самостоятельно. Такой вариант имел бы смысл для Юлии Владимировны, если бы она ушла в отставку с поста премьер-министра, так как руководство Киевом служило бы ей важной институциональной и медийной платформой в ходе электоральной кампании-2010. В таком случае выборы мэра действительно стали бы для Тимошенко, никогда не участвовавшей в индивидуальных избирательных компаниях, генеральной репетицией гонки-2010. Если же премьер не будет отправлена в отставку, то покидать пост руководителя правительства ради избрания мэром может принести негативный электоральный эффект в целом по стране, так как данные действия будут выглядеть как предательство своих сторонников (как избирателей, так и членов кабминовской команды Юлии Владимировны).

Кроме того, участие лично Тимошенко или ее кандидата в выборах киевского городского главы несет риск, связанный с поражением такого выдвиженца. Если в конкуренции с таким политиком вновь выиграет Леонид Черновецкий, то Юлия Владимировна и ее реформаторские инициативы будут делегитимированы повторным выбором киевлян. Это в особенности опасно потому, что в столице и окрестных регионах Тимошенко имеет наиболее весомую электоральную поддержку по стране (в районе 50%). Если же кандидат от БЮТ не будет принимать участие в выборах, что еще более увеличивает шансы Черновецкого на победу, то делегитимационный эффект может оказаться еще большим, так как позиция блока Тимошенко по отставке Черновецкого будет выглядеть непоследовательно.

Таким образом, премьер-министр одержала две существенные тактические победы над Президентом, добившись досрочного проведения выборов мэра и городского совета столицы и не допустив окончательного принятия изменений в Закон о Кабинете Министров. Однако эти победы могут привести к стратегическим поражениям, связанным с возможным переизбранием Леонида Черновецкого на новый срок и с ответственностью за тяжелую экономическую ситуацию, которая будет возложена на полномочный Кабмин.

Алексей Красноперов, IGLS.com.ua, 23.03.2008




Предыдущие материалы из раздела
Все можуть королі, доки вони королі
02.06.2009, 13:17
Наближення часу президентських виборів підштовхує топову політичну двійку Януковича-Тимошенко  до пошуку взаємовигідних сценаріїв спільного ...
Поворот не туди?
03.03.2009, 13:29
З входженням у зону усесторонньої соціально-економічної кризи, яка особливо загострилась на регіональному рівні, змінюється і політична повістка дня. ...
Після Мюнхену
17.02.2009, 15:32
Безумовно, світовий економічний порядок зазнав суттєвих змін під впливом глобальної фінансової кризи. Україна, як стратегічний економічний партнер і ...
Вотум зневіри
12.02.2009, 11:47
Перманентні “партизанські” сутички між ключовими політичними гравцями нарешті переросли у відкритий бій, що мав назву вотум недовіри Уряду України. ...
Ставка більша ніж газ
29.01.2009, 12:48
Україна ще не до кінця оговталась від газової війни з РФ, як розпочався новий виток внутрішньополітичного протистояння. З підписанням газової угоди ...
Хто буде перший?
24.12.2008, 20:55
Ні кінець року зі святами, ні поширення протестних настроїв серед населення не можуть вплинути  на безпрецедентне протистояння двох гілок влади. ...
Мониторинг
 Архив